Дашинова Ирина
Профессиональная компетентность педагога в условиях новой модели аттестации
▼ Скачать
Тема доклада: «Профессиональная компетентность педагога в условиях новой модели аттестации»
«Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам,
так не может развивать, воспитывать
и образовывать других тот,
кто сам не является развитым,
воспитанным и образованным»
А. Дистервег
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
Публикация «Профессиональная компетентность педагога в условиях новой модели аттестации» размещена в разделах
Для успешного введения в учебный процесс различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных задач у педагога должен быть необходимый уровень профессиональной компетентности. Согласно новой модели аттестации учитель должен обладать следующими компетенциями :
Предметными
Методическими
Психолого-педагогическими
Коммуникативными
Методическими: при выборе технологии, методов, форм и средств обучения.
Психолого-педагогическими : при определении логической последовательности и дозировки заданий, для того чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
1этап:Организационный момент.
Задача: психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.
Содержание этапа: Приветствие. Взаимное приветствие-начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. Приветствие-первый ключ к сотрудничеству между учителем и учеником. Приветствие учителя-это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведет урок, ответ учащихся- реакция на эту заявку. На данном этапе учителю потребуется владение психолого-педагогическими компетенциями.
2 этап Целеполагание.
Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока. Учитель не транслирует цель учебного занятия, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Цели урока должны быть: -понятны, осознаны; -реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); -инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); -диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности). Правильно организовать этот этап может учитель, владеющий методическими компетенциями.
3 этап. Актуализация опорных знаний.
Задача: подготовить учеников к восприятию нового материала, вспомнить ранее изученные темы, актуализировать умения и навыки. Также на этапе актуализации знаний повторяется учебный материал, вызывающий затруднения у учеников. Учителю необходимо владеть предметными и методическими компетенциями, чтобы подобрать задания, и психолого-педагогическими, чтобы правильно распределить время на их выполнение.
4, 5 этап. Объяснение и закрепление нового материала.
От качества объяснения и закрепления зависит степень усвоения учебного материала, успеваемость, результат обучения. Необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников. Традиционная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых. Поэтому необходимо использование технологий, методов и приемов, форм и средств обучения, активизирующих деятельность учащихся. Методическая компетенция педагога позволит ему применить на данных этапах урока новейшие технологии и методы обучения. Чтобы успешно разработать данные этапы, учителю необходимо особое внимание уделить отбору содержания учебного материала (предметная компетенция педагога).Содержание учебного материала должно быть непросто набрано, как это имеет место быть в школьной практике (очень много или всего понемногу, а тщательно отобрано, научно обосновано, логически выстроено, доступно и экономно по времени.
5 этап Оценивание.
Система оценивания в школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Это инструмент, применяемый одновременно для определения качественных характеристик образования обучающегося, прогресса деятельности учителя, установления уровня достигнутого в обучении школьником, учителем и образовательной организацией. Учитель должен владеть разными формами и методами оценивания, в этом проявляется его методическая компетенция. Оценивание осуществляется на каждом уроке. Оценивание должно быть критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно. Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке.
Вся совокупность требовании к уроку сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:-воспитывающего и развивающего обучения;-научности;-связи теории с практикой, обучения с жизнью;-наглядности;-доступности;-систематичности и последовательности;-самостоятельности и активности учащихся в обучении;-сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;-целенаправленности и мотивации обучения;-индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.