Галина Нацаренус
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего по-коления, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в до-школьном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.
Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов му-зыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психи-ку, физиологию человека. [1].
Публикация «Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно - богатой, эстетически и музыкально развитой лично-сти чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.
Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе. Дошкольное музыкальное воспитание играет в жизни ребёнка очень важную роль.
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач по музыкаль-ному воспитанию и развитию ребёнка в дошкольном возрасте в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных ознаком-ления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, с миром ис-кусства, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Развитие современного общества диктует особые условия органи-зации дошкольного образования. Интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, форм и методов работы формирует у детей до-школьного возраста набор тех компетентностей, которые необходимы для развития и формирования гармонично-развитой личности.
Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этой ситуа-ции особенно важна профессиональная компетентность педагога, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педаго-гов. [5].
Педагогическая компетентность оценочная категория, характе-ризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в систе-ме образования, предполагающая наличие профессиональных (объек-тивно необходимые) психологических и педагогических знаний; про-фессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям, задачам и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессио-нальных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция педагога не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе до-полнительного профессионального образования, направленного на из-менение внутреннего мира, определяющего осознанность действий пе-дагога.
В современной системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Во-первых, появилось большое количество образовательных программ по музыкальному воспитанию дошкольни-ков, современных образовательных технологий. Во-вторых, изменились дети и родители. Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудрятся сочетать сразу несколько ви-дов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая дея-тельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам и методам работы с детьми. [2].
Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое пред-ставление о содержании и организации музыкального воспитания. [4].
Развитие профессиональной компетентности – это развитие твор-ческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагоги-ческим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педа-гогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую за-висит социально-экономическое и духовное развитие общества и опре-деляется как совокупность общечеловеческих и специфических профес-сиональных установок, позволяющих справляться с заданной програм-мой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способ-ствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошколь-ного образования должна стать индивидуализация и социализация де-тей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, формирование компетентностей в художественно-эстетическом направ-лении. [4].
Музыкальный руководитель особое внимание должен уделять разви-тию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмо-ций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество, в мир сказки и т. п.)
При этом музыкальный руководитель должен создать условия и ту об-разовательно-развивающую среду, в которой становится возможным развитие ребёнка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей и потребностей.
Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей до-школьного возраста призвано не только сформировать первичные музыкаль-ные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить эмо-циональную и интеллектуальную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности.
Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из ос-новных задач дошкольного педагога. По сути, музыкальный руководитель должен признать отказ от структуры традиционного мышления в педагогиче-ской деятельности, и стать для дошкольника проводником в мир музыки и эс-тетики, верным помощником на пути к познанию нового и интересного.
Именно от осознания педагогом необходимости постоянного повыше-ния уровня профессиональной квалификации, зависит эффективность реали-зации образовательных технологий. Теперь ребенок становится субъектом музыкальной деятельности. Такой нестандартный подход требует от музы-кального руководителя умения применять нестандартные приемы организа-ции музыкальной деятельности. В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной дея-тельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать воз-можности коллектива. [3].
Из вышесказанного можно выделить перечень основных профессио-нальных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководи-тель в условиях современных образовательных стандартов ДО, а именно:
-уметь определять цели и задачи своей педагогической деятельности, с уче-том целей и требований ФГОС ДО;
-знать основные образовательные программы по музыкальному воспитанию в ДОУ;
- владеть современными педагогическими технологиями;
-уметь разрабатывать собственные рабочие программы, ориентируясь на ос-новную образовательную программу ДОУ, учитывая особенности и возмож-ности детей;
-уметь обеспечить ребёнка по всем направлениям его развития (социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое) в соответствии ФГОС ДО;
-уметь осуществлять все виды мониторинга, диагностику, на начальном уровне и итоговом, а так же следить за динамикой развития ребёнка;
-внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ ;
-организовывать результативное сотрудничество с родителями воспитанни-ков, воспитателями и другими специалистами ДОУ;
Среди личностных качеств, следует отметить наличие активной жизнен-ной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами (участие в творческих конкурсах, мастер-классах, публикациях, представле-ния педагогического опыта, способность к инновациям, ответственность, внимательность, компетентность.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская, экспериментальная проектная деятельность;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических техно-логий;
различные формы педагогической поддержки, наставничество;
активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах, кон-ференциях, вебинарах и т. д;
обобщение собственного педагогического опыта;
рефлексия деятельности педагога – как условие профессионального роста. [3].
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно будет понимать, и осозна-вать необходимость повышения уровня собственных профессиональ-ных качеств, необходимых для успешной образовательной деятельно-сти, самореализации.
Самоанализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развивают-ся навыки исследовательской деятельности, которые затем интегриру-ются в педагогическую деятельность.
Список литературы
1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1967. – 415с.
2. Виноградов, Л. С. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. С. Виноградов. М. : Сфера, Речь, 2011. 160 c.
3. Корепанова, М. В., Липчанская, И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М. : 2013. 80 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры программа музыкального вос-питания. М. : 2006. 120 с.