Приложение МААМ

Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС до

Галина Нацаренус
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего по-коления, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в до-школьном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.

Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов му-зыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психи-ку, физиологию человека. [1].

Публикация «Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно - богатой, эстетически и музыкально развитой лично-сти чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.

Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе. Дошкольное музыкальное воспитание играет в жизни ребёнка очень важную роль.

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач по музыкаль-ному воспитанию и развитию ребёнка в дошкольном возрасте в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных ознаком-ления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, с миром ис-кусства, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Развитие современного общества диктует особые условия органи-зации дошкольного образования. Интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, форм и методов работы формирует у детей до-школьного возраста набор тех компетентностей, которые необходимы для развития и формирования гармонично-развитой личности.

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этой ситуа-ции особенно важна профессиональная компетентность педагога, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педаго-гов. [5].

Педагогическая компетентность оценочная категория, характе-ризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в систе-ме образования, предполагающая наличие профессиональных (объек-тивно необходимые) психологических и педагогических знаний; про-фессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям, задачам и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессио-нальных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция педагога не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе до-полнительного профессионального образования, направленного на из-менение внутреннего мира, определяющего осознанность действий пе-дагога.

В современной системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Во-первых, появилось большое количество образовательных программ по музыкальному воспитанию дошкольни-ков, современных образовательных технологий. Во-вторых, изменились дети и родители. Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудрятся сочетать сразу несколько ви-дов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая дея-тельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам и методам работы с детьми. [2].

Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое пред-ставление о содержании и организации музыкального воспитания. [4].

Развитие профессиональной компетентности – это развитие твор-ческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагоги-ческим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педа-гогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую за-висит социально-экономическое и духовное развитие общества и опре-деляется как совокупность общечеловеческих и специфических профес-сиональных установок, позволяющих справляться с заданной програм-мой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способ-ствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошколь-ного образования должна стать индивидуализация и социализация де-тей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, формирование компетентностей в художественно-эстетическом направ-лении. [4].

Музыкальный руководитель особое внимание должен уделять разви-тию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмо-ций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество, в мир сказки и т. п.)

При этом музыкальный руководитель должен создать условия и ту об-разовательно-развивающую среду, в которой становится возможным развитие ребёнка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей и потребностей.

Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей до-школьного возраста призвано не только сформировать первичные музыкаль-ные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить эмо-циональную и интеллектуальную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности.

Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из ос-новных задач дошкольного педагога. По сути, музыкальный руководитель должен признать отказ от структуры традиционного мышления в педагогиче-ской деятельности, и стать для дошкольника проводником в мир музыки и эс-тетики, верным помощником на пути к познанию нового и интересного.

Именно от осознания педагогом необходимости постоянного повыше-ния уровня профессиональной квалификации, зависит эффективность реали-зации образовательных технологий. Теперь ребенок становится субъектом музыкальной деятельности. Такой нестандартный подход требует от музы-кального руководителя умения применять нестандартные приемы организа-ции музыкальной деятельности. В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной дея-тельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать воз-можности коллектива. [3].

Из вышесказанного можно выделить перечень основных профессио-нальных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководи-тель в условиях современных образовательных стандартов ДО, а именно:

-уметь определять цели и задачи своей педагогической деятельности, с уче-том целей и требований ФГОС ДО;

-знать основные образовательные программы по музыкальному воспитанию в ДОУ;

- владеть современными педагогическими технологиями;

-уметь разрабатывать собственные рабочие программы, ориентируясь на ос-новную образовательную программу ДОУ, учитывая особенности и возмож-ности детей;

-уметь обеспечить ребёнка по всем направлениям его развития (социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое) в соответствии ФГОС ДО;

-уметь осуществлять все виды мониторинга, диагностику, на начальном уровне и итоговом, а так же следить за динамикой развития ребёнка;

-внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ ;

-организовывать результативное сотрудничество с родителями воспитанни-ков, воспитателями и другими специалистами ДОУ;

Среди личностных качеств, следует отметить наличие активной жизнен-ной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами (участие в творческих конкурсах, мастер-классах, публикациях, представле-ния педагогического опыта, способность к инновациям, ответственность, внимательность, компетентность.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская, экспериментальная проектная деятельность;

инновационная деятельность, освоение новых педагогических техно-логий;

различные формы педагогической поддержки, наставничество;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах, кон-ференциях, вебинарах и т. д;

обобщение собственного педагогического опыта;

рефлексия деятельности педагога – как условие профессионального роста. [3].

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно будет понимать, и осозна-вать необходимость повышения уровня собственных профессиональ-ных качеств, необходимых для успешной образовательной деятельно-сти, самореализации.

Самоанализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развивают-ся навыки исследовательской деятельности, которые затем интегриру-ются в педагогическую деятельность.

Список литературы

1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1967. – 415с.

2. Виноградов, Л. С. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. С. Виноградов. М. : Сфера, Речь, 2011. 160 c.

3. Корепанова, М. В., Липчанская, И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М. : 2013. 80 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры программа музыкального вос-питания. М. : 2006. 120 с.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 2 апреля 2021 в 06:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Галина Нацаренус (УИ 1016407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД