Светлана Клопова
Профессиональная компетенция педагога в сфере прав ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития системы дошкольного образования обуславливает теоретическое осмысление и практическое освоение правовых аспектов профессиональной деятельности педагогов в соответствии с нормами права и защиты интересов воспитанников. Ключевые положения, связанные с необходимостью приобретения педагогами правовых знаний, и требования по соблюдению нормативно-правовых и законодательных документов отражены в Профессиональном стандарте педагога и Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Публикация «Профессиональная компетенция педагога в сфере прав ребенка» размещена в разделах
В данном контексте очевидна актуальность развития правовой компетентности педагогов дошкольного образования как составной части профессиональной компетентности, обеспечивающей формирование правовых интересов; целостное овладение нормами профессионально-правовой культуры; развитие правового мировоззрения и самосознания правовой регуляции профессиональных отношений; профессионально-правовой образованности; правового поведения, др. (А. Д. Бабаева, Н. Э. Жусупова, А. А. Жигулин, М. Г. Даудов, Ю. Л. Ивлев, Д. А. Микаилов, М. А. Мирзаев, А. М. Муртазалиев, Н. Р. Нуриахметова, Н. И. Плаксина, Е. Н. Рябышева, др.).
Научные исследования и анализ педагогической практики свидетельствуют о проблемах, связанных с отсутствием у педагогов, в том числе дошкольного образования, системных знаний основных содержательных норм в области своей профессии. Игнорирование законов, неосознанность значимости правовых отношений формируют интуитивный опыт в реализации правовых норм, приводя к правонарушениям и снижению правового статуса субъектов профессиональной деятельности.
В этой связи усиливается противоречие между современными требованиями дошкольного образования в предоставлении гарантированных и качественных образовательных услуг воспитанникам и неготовностью педагогов дошкольных образовательных организаций к правовой профессиональной деятельности, основанной на новых ценностях и нормах по достижению высокого качества воспитания и обучения воспитанников. Поэтому вопросы, связанные с правовой подготовкой и социализацией личности педагога и воспитанников дошкольных образовательных организаций, акцентируют приоритет правовых оснований профессиональной деятельности, обеспечивающих реализацию правовых потребностей и позволяющих выстраивать законопослушные субъект-субъектные отношения в соответствии с принципом соблюдения прав и защиты интересов [3, 4].
Недостаточная разработанность проблемы развития правовой компетентности педагогов дошкольного образования и ее большая практическая значимость обуславливает постановку цели данной публикации: обоснование особенностей развития правовой компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Правовая компетентность исследуется как междисциплинарная проблема, решение которой находится в поле юриспруденции и педагогики (С. Р. Бекишиева, В. Л. Климентов, Н. Р. Нуриахметова, др.) и раскрывается как:
– социально-психологическая характеристика личности, позволяющая «успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле» [8, с. 9];
– качество субъекта, проявляющееся в профессионально значимых личностных качествах, личностных характеристиках индивида и отражающих его способность использовать универсальные способы деятельности, основанных на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях; результативно отражающее уровень сформированности и овладения правовыми знаниями; способность преобразовывать их в правовые установки, убеждения, мотивы правовой деятельности; практически применять в профессиональной деятельности [6, с. 129];
– «системно-личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности реализовать правовые нормы при решении вариативных задач в сфере профессиональной деятельности, осуществлять правовое воспитание и защиту детей» [1, с. 25];
– динамичная система, характеризующаяся приобретением и развитием новых качеств и свойств. В данном аспекте предлагаются такие уровни сформированности профессиональной компетентности, применимые к правовой компетентности, как: бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»); сознательная компетентность («Я знаю, что я не знаю»); актуальная сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»); сознательно контролируемая компетентность («профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности, вплоть до ее деформации»);
– интегративная характеристика педагога, обеспечивающая регулирование профессиональных отношений с позиции норм педагогики и права. Иными словами, педагог, руководствуясь общественными нормами, преломляет их в своей профессиональной деятельности в единстве теории и практики юриспруденции, образования и воспитания. Как отмечают Е. Н. Рябышева и Н. И. Плаксина, интегративность правовой компетентности личности заключается в уровне правовой осведомленности; характеризуется осознанным восприятием социально-правового опыта, готовностью и способностью действовать, оценивать свою жизнедеятельность на основе нравственно-правовых норм [7].
Раскрывая проблемы правового развития будущего педагога в соответствии с установками аксиологического подхода, М. П. Козловцев справедливо отмечает, что развитие правовой компетентности будущего педагога определяется содержанием юридических знаний, адекватных профессиональной деятельности и реализацией практико-ориентированного курса с обязательным использованием в образовательном процессе педагогических ситуаций для обучения будущих педагогов умению их применять [5].
Проведенный анализ позволяет рассматривать правовую компетентность будущего педагога дошкольного образования как важный компонент профессиональной компетентности, обеспечивающий формирование правовых интересов; целостное овладение нормами профессионально-правовой культуры; развитие правового мировоззрения и самосознания, правовой регуляции профессиональных отношений; профессионально-правовой образованности; правового поведения, др. Такое понимание обуславливает ее структуру по аналогии со структурой профессиональной компетентности. А. С. Аникиной, И. Д. Белоновской, Д. А. Микаиловым, Е. О. Филипповой и другими учеными выделяются такие компоненты, как:
– ценностно-смысловые и мотивационные, ориентирующие личность педагога на формирование осознанной правовой позиции в выполнении законов, норм общества и профессии; направленные на правовое саморазвитие;
– содержательно-правовые, отражающие смысловые аспекты развития правовой компетентности и детерминирующие развитие правовой образованности педагогов, способности воспринимать, понимать и применять правовые знания, проявляя ответственность и нравственную этичность;
– функционально-деятельностные, характеризующие особенности правового поведения участников профессиональной деятельности (как педагогов, так и родителей воспитанников) в выполнении своего долга;
– рефлексивно-оценочные, обеспечивающие непрерывное осознание реальной и потенциальной правовой позиции личности, уровня представлений и способов деятельности с точки зрения правовой защиты и саморегуляции.
Совокупность представленных компонентов обеспечивает необходимую ценностно-целевую направленность познания, поведения и самооценки профессиональной деятельности как правовой.
В научно-педагогических исследованиях убедительно показано, что развитие правовой компетентности педагогов наиболее эффективно при реализации контекстного подхода, предполагающего проблемное профессионально ориентированное изучение правового содержания и правовых аспектов профессиональных отношений. В этой связи А. С. Аникиной предлагаются правовые правоориентирующие, правооценочные, правореализующие и правовоспитательные задачи, направленные на развитие правовых компетенций [1].
В профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольной образовательной организации довольно результативны профессионально-проблемные ситуации, решение которых формирует как реальное, так и перспективное видение правовой проблемы профессии.
Важное значение в развитии правовой компетентности имеет освоение будущими педагогами дошкольного образования норм профессиональной этики : изучение нравственности и принципов профессиональной этики в области педагогического труда, закономерностей поведения и особенностей взаимоотношений, др. [3]. Акцентуация на этических основах будущей профессии формирует устойчивость правовых убеждений, правовую активность и ответственность; осознанное понимание общекультурных и профессиональных ценностей как нормы профессиональных отношений; обеспечивает системное овладение содержанием правил и норм педагогической деятельности, способами законопослушного поведения и взаимодействия.
Рассматриваемый аспект, с одной стороны, усиливает роль познания правового статуса личности : индивидуального (своих гражданских прав и свобод); образовательно-профессионального сообщества (права и обязанности); воспитанников (защита прав детей); а с другой – обуславливает создание правового пространства образовательной организации в соответствии с принципами целостности, интеграции и прогностичности.
Содержательно-правовое пространство образовательной организации можно рассмотреть как систему правового сопровождения, предусматривающего достижение будущими педагогами необходимого уровня правовой мотивации и активности, правовой образованности, правовой воспитанности, правового поведения и взаимодействия. Сущностные преобразования личности будущего педагога дошкольного образования, владеющего правовой компетентностью, характеризуются, прежде всего, изменением исходных принципов развития правовой компетентности. Это выражается в том, что педагог :
– воспринимает правовые ценности как социально и личностно значимые, демонстрируя правовую культуру и правовые взаимоотношения;
– проявляет уважение к закону, адекватно относится к нормативным предписаниям и правилам;
– мотивирован на самостоятельное познание и непрерывное самообразование в области правовых основ профессиональной деятельности;
– знает правовые нормы, основные общепедагогические законы, закономерности и тенденции развития педагогических явлений и процессов в системе дошкольного образования и имеет опыт их применения, демонстрируя образцы правомерного поведения, образования и воспитания;
– способен к управлению знаниями, поведением, отношениями, проявляя волевую саморегуляцию;
– владеет необходимыми методами правового самовоспитания, просвещения и воспитательного воздействия;
– соотносит права-обязанности, критически осмысливая собственную профессиональную деятельность с позиции правомерности ее осуществления, ответственности за принятые решения и оценивания качества результата;
– учитывает правой статус, эмоционально-психологическое состояние и межнациональные особенности всех участников профессиональной и образовательной деятельности, неукоснительно соблюдает права субъектов воспитательно-образовательной деятельности и умеет отстаивать их интересы с позиции равенства, справедливости, гуманности.
Заключая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в новых условиях общественных отношений правовая компетентность педагога становится основой формирования правовой компетентности воспитанников в процессе присвоения опыта правомерного поведения и приобретения ими социально значимых правовых ориентаций. Игровая деятельность [9], познавательные и художественно-творческие занятия, просмотр доступных возрасту видеоматериалов и т. д. могут составить основу программы правового воспитания дошкольников.