Карасёва Маргарита
Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников при ознакомлении с миром растений
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на то, что взрослые должны не только формировать у детей определенные знания, умения и навыки, но и развивать мотивационную готовность к обучению, учить через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать знаниями.
В ФГОСе ДО приоритетным направлением работы современного ДОУ является внедрение современных педагогических технологий. К ним относится и метод проектной деятельности. Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Суть его заключается в том, что дети, в соответствии со своими интересами, совместно с педагогом и родителями выполняют собственный проект, в ходе которого решая поставленные задачи, овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Такая деятельность взрослого и ребенка позволяет развивать познавательную активность детей, их личностные качества. При этом выбранная тема проекта реализуется через все образовательные области, предлагаемые ФГОС, через все виды детской деятельности.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников при ознакомлении с миром растений» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Так как дошкольное детство – это тот период жизни человека, когда активно закладываются основы грамотного отношения к окружающему миру, то просто необходимо вводить в практику работы с дошкольниками проекты экологического содержания. Особая роль при этом отводится изучению мира растений как ближайшего природного окружения детей. Зеленые растения вызывают интерес у детей только в том случае, если взрослые научат в маленьком зеленом ростке видеть хрупкое живое существо, жизнь которого зависит от того, как люди заботятся о нем и любят его. Только при организованной работе ребенок может понять. Что растение – это живое существо, какие условия необходимы для его развития и жизни, для чего вообще растения нужны в природе.
Цель таких проектов – развитие познавательного интереса к миру растений, расширение представлений о разнообразии растительного мира. Проводить их можно с подгруппой детей и фронтально. По продолжительности проекты по ознакомлению с миром растений могут быть краткосрочными, продолжительностью от 1 до 3 недель, среднесрочными (до 1 месяца) и долгосрочными (до нескольких месяцев).
По доминирующему виду деятельности проекты, направленные на развитие интереса к миру растений, могут быть следующие:
- исследовательские, в ходе которых дети проводят опыты, наблюдения; затем полученные результаты оформляются в виде таблиц, самодельных книг, альбомов, выставок;
- игровые проекты, когда дети исполняют роль персонажей сказок, решая поставленные задачи;
- информационные практико-ориентированные, в ходе которых дети собирают информацию о растениях из разных источников и реализуют ее, ориентируясь на поставленные задачи и свои интересы (пополнение уголка природы создан е клумбы на участке ДОУ, посадка саженцев деревьев и кустов, выращивание овощных культур).
Любой проект требует тщательной подготовки педагогом. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла [3]. Реализация проходит в несколько основных этапов:
1. Подготовительный - выбор темы исследования, определение цели работы, поставить задачи, т. е. наметить шаги, которые приведут к достижению поставленной цели; выдвижение гипотез.
2. Разработка проекта – составление плана действий для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы (где можно найти информация, кто может помочьи т. д., выбор материалов и оборудования.
3. Выполнение проекта – реализация намеченного плана, проверка гипотезы, создание продукта проекта.
4. Подведение итогов – анализ полученных результатов, представление итогов и продукта проекта.
Объектами для проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников могут быть комнатные растения, растения участка ДОУ. Краткосрочным исследовательским проектам можно отнести проект «Живые ли растения?», в ходе которого дети проводят эксперименты, доказывающие, что растения дышат, растут, поворачиваются к солнцу, т. е. обладают признаками живого организма.
Проект «Солнце – художник» направлен на то, чтобы показать дошкольникам причину изменения окраски листвы осенью. Это тоже краткосрочный исследовательский проект, в ходе которого дети стараются получить информацию из разных источников, в том числи и проводят опыт с комнатными растениями.
Объектом для проекта «Растения в нашей группе» также служат комнатные растения. Он позволяет объединить теоретические знания и практические умения по уходу за комнатными растениями. Это исследовательский практико-ориентированный проект. Результатом работы по проекту может быть пополнение уголка природы, составление паспортов комнатных растений, изготовление альбома.
В ходе проекта «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» дети узнают, как меняется внешний облик этого растения, в том числе и в течение дня. Этот проект может быть индивидуальным.
Проект «У кого какие детки» знакомит детей со способами размножения растения. Продуктом проекта может быть создание коллекции семян, пополнение уголка природы, создание самодельной книги.
Проект «Зеленый доктор» направлен на расширение представлений детей о лекарственных растениях. Из разных источников дети узнают, как можно использовать те или иные растения для лечения болезней, почему крапива жжется, почему подорожник так называется, для чего плоды лопуха имеет липучки, почему так приятно пахнет липа, почему календула по- другому называют ноготки. Этот проект является одновременно игровым, исследовательскими практико-ориентированным. Продуктом проекта является изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «аптека».
Проект «огород на окне» позволяет детям закрепить представления об условиях, необходимых для роста растений.
В ходе реализации долгосрочного практико-ориентированного проекта «У нас цветы небывалой красоты» дошкольники занимаются посевом семян, уходом за рассадой и ее высадкой, уходом за клумбой, проводят различные эксперименты (например, экспериментальным путем выясняют, где должна располагаться клумба, надо ли пропалывать ее, собирают семена для следующего года. Итогом работы служит изготовление фотоальбома, подарки родителям и другим группам собранных семян.
Целью проекта «Зеленые пылесосы» является проведение исследования, которое покажет, действительно ли деревья очищают воздух от пыли, то есть справедливо ли их так называют. Такие же исследования проводились на территории ДОУ, а также детям было поручено выполнить их с помощью родителей недалеко от проезжей части. Итогом проекта стала посадка саженцев деревьев, выпуск листовок.
Эти и другие проекты можно реализовать в Доу. Необходимо помнить о том, что в ходе работы над ними необходимо использовать самые разные технологии. Методы и приемы: различные виды игр, эвристические беседы. Триз-игры, исследовательскую деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеороликов и мультфильмов (например, Сказка старого дуба», «Сказка о старом кедре и т. д., презентаций, интерактивных игр и т. д.
Проектная деятельность в работе со старшими дошкольниками – это инновационный и перспективный метод, который позволяет повысить познавательную активность детей, способствует развитию умения самостоятельно находить информацию о том или ином объекте, использованию полученных знаний в дальнейшем.
Использование метода проектов помогает педагогу повысить свой профессионализм, способствует внедрению новых методов и приемов работы.
Вовлечение родителей в проектно-исследовательскую деятельность совместно с детьми помогает повысить им свою педагогическую компетентность, создать и укрепить доверительные детско-родительские отношения.