Алена Селезнева
Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее эффективных способов организации педагогического процесса является проектная деятельность воспитателя в детском дошкольном учреждении по ФГОС. Для создания проектов, которые принесут пользу, необходимо учитывать многочисленные факторы и особенности современных тенденций в педагогике и воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В наши дни дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых лет. В их быт с малолетства вошла сложная техника и электроника, доступ к телевидению и интернету, прогрессивным игрушкам и интерактивным технологиям. Этих детей трудней заинтересовать, включить в яркую жизнь коллектива, чтобы они развивались как активные творческие и свободные личности. Современная педагогика и воспитательный процесс должны непрерывно развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать духу времени и повышенным требованиям к новому поколению. От педагогов и воспитателей зависит формирование будущих граждан страны – грамотных, физически и духовно развитых, смышленых, социально адаптированных, подготовленных к переходу на более высокую степень развития, творческих и самостоятельных.
Проектная деятельность – это метод работы с детьми, показавший свою высокую эффективность в современных условиях. Воспитанники получают возможность поиска новых знаний, их классификации и концентрации, творческого свободного развития, формирования необходимого жизненного опыта с учетом возрастной группы учащихся. Дошкольники намного лучше усваивают полученный материал, поэтому у них формируются устойчивые знания и навыки. При этом педагог становится наиболее близок к своим воспитанникам, а это крайне важно для формирования прочных доверительных отношений.
История совместной работы детей и педагогов – не новшество, хотя в современной педагогика рассматривается как инновационная теория. Она начала применяться еще в начале ХХ века при распространении прагматической педагогики Дьюи. Но наиболее важной и востребованной она стала в наши дни.
Использование проектной деятельности в ДОУ по ФГОС позволяет детям получать следующие возможности:
Активное развитие самостоятельности, свободного критического мышления, инициативы при участии в различных проектах.
Внедрение полученных теоретических знаний в свою обычную жизнь.
Установка границ между знанием и незнанием.
Опыт совместной работы со своими сверстниками и взрослыми людьми.
Проектная деятельность приносит значительную пользу и самому воспитателю, поскольку дает возможность успешного раскрытия потенциала воспитанников, качественную подготовку детей к самостоятельной учебе в школе, совершенствование собственных профессиональных навыков и возможностей.
Для успешного осуществления проектной деятельности в ДОУ работа проводится в средних и старших группах. Это связано со спецификой психики детей. Устойчивое внимание, достаточная зрелось для проведения простейшего анализа, познавательные способности и определенная наблюдательность формируются у детей приблизительно к 4 – 5 годам. Поэтому темы проектной деятельности для воспитателей обязательно должны учитывать возрастные особенности воспитанников.
Основными чертами проектной деятельности в ДОУ являются следующие:
Проблема, которую предлагается решить, должна базироваться на ситуации, имеющей важное значение для детей. Она должна быть связанной с ситуацией, которая уже была или может стать причиной трудностей в будущем. При этом нужно понимать, что дети охотнее решают задачи, выдвигаемые ими самими, чем те, которые предлагаются им взрослыми.
Для проекта нужно выбирать тематики, предусматривающие отсутствие слишком простого или очевидного решения. Если ответ будет находиться «перед глазами» воспитанников, никакого полезного результата проект не даст.
По результату осуществления проектной деятельности должен получиться продукт, который можно представить в виде слов, схем или символов. На решение задачи должно отводиться фиксированное время, что позволяет выработать у воспитанников навыков следований плану и быстрого реагирования на задачи.
Во внедрении новых методик большое значение имеет самообразование воспитателя по проектной деятельности. Он должен четко и твердо усвоить отличие этого типа работы от методики. Строгая последовательность действий противопоставляется свободной интерпретации в рамках определенной образовательной направленности. Эффективность применяемого способа подтверждает отчет воспитателя по проектной деятельности в средней или старшей группе.
В зависимости от возраста можно выделить следующие этапы формирования и развития такого типа активности у детей дошкольного возраста :
3,5 – 4,5 года – подражательно-исполнительский период. В этом возрасте малыши ориентированы на повторение действий взрослых, подражанию им. Их самостоятельность и проявления инициативы находятся в стадии формирования, поэтому в проектах они участвуют на вторых ролях как помощники воспитателя.
5 – 6 лет – развивающий этап. В это время дошкольники уже могут участвовать в процессе наравне со взрослыми, способны делегировать задачи, брать на себя командные функции, способны достаточно объективно оценивать собственную работу или результаты других детей.
6 – 7 лет – это творческий период, когда дошкольники активны и проявляют личную инициативу, могут концентрироваться на задаче и ориентироваться на достижение долгосрочных целей.
По типу деятельности все проекты можно разделить на следующие:
Творческо-исследовательские, плодами которых являются стенды, витрины, стенные газеты, плакаты и так далее. Проектно-исследовательская деятельность воспитателя в этом случае направлена на развитие способности детей экспериментировать.
Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации, преобразование ее в материальные объекты типа стендов или различных поделок.
Использование проектов с применением ролевой игровой тематики позволяет решить задачу с использованием различных персонажей.