Ирина Кириченко
Проектная работа: Этот загадочный космос
▼ Скачать + Заказать документы
«Этот загадочный космос»
Введение
Актуальность проекта
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” (К. Циолковский).
Публикация «Проектная работа: Этот загадочный космос» размещена в разделах
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не важна для современных детей. Между тем, космические пираты, участники звездных войн и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому сейчас актуально грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делаяпознавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям,любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
При реализации проекта были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
Цель проекта :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи проекта :
Для детей
расширять знания детей о дне космонавтики;
донести до детей значение первого полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина;
расширять знания о космосе, систематизировать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
формировать познавательные интересы;
развивать творческую фантазию, воображение;
активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космос, космонавт, Солнце, Земля, Луна;
обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, невесомость, орбита, скафандр, метеорит, астероид;
побуждать к словотворчеству и составлению описательных рассказов;
формировать представление о себе, как жителе планеты Земля;
развивать математические способности через опытническую деятельность, посредством логических заданий и развивающих игр;
развивать опытную деятельность и экспериментирование;
воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.
Для педагогов
обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и образовательных задач через освоение детьми образовательных областей;
создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ, родителей в процессе разработки и реализации проекта;
Для родителей
привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок, участие в создании ракеты из бросового материала, составление рассказов на тему «Моя планета», придумывания костюма для космонавта;
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Продолжительность проекта : 1,5 месяца (среднесрочный).
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети разновозрастной группы для детей с ЗПР, воспитатели, родители воспитанников, учитель-дефектолог, психолог, педагоги дополнительного образования: рисование, арт-терапия.
Планируемые результаты:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»;
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, бросового материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : интегрированный досуг «Большое космическое путешествие».
Содержание проекта
Этапы работы над проектом.
I Этап (подготовительный)
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Информирование родителей о предстоящей деятельности (на родительском собрании совместное с детьми строительство ракеты из бросового материала);
2. Разработка тематического проекта по теме : «Космос» для детей и взрослых;
3. Создание компьютерных презентаций;
4. Выставка книг, энциклопедий. Подбор сказок, стихов, загадок по теме, музыки;
5. Оформление информационного уголка для детей, календаря с отсчетом количества дней, оставшихся до праздника;
6. Подбор материала для родителей: папки-передвижки, фотогазеты;
7. Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
8. Изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз по теме;
9. Подготовка раскрасок, штриховок, трафаретов в соответствии с возрастом.
II Этап (реализация проекта)
Рисование (мелки) на тему: «Космические дали».
Лепка «Ракетодром».
Аппликация «Космический полет».
Художественный труд «На далекой планете» (поделки из бумаги, картона и бросового материалов)
Конструирование из строительного материала и деталей конструктора: по образцу (схеме, чертежу, модели).
Конструирование из коробок, бросового материала ракеты.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы.
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Проведение опытов: «Свойства воды», «Что такое невесомость?». Оформление тематической выставки «Я тоже в космос полечу».
Дидактические игры, интеллектуальные, развивающие игры: «Разрезные картинки», «Путешествие в космос», «Назови созвездие», «Узнай планету», «Что сначала, что потом», «Расставь по порядку», «Собери ракету».
Сюжетно-ролевые, режиссерские игры: «Космические спасатели», «Отбор космонавтов», «Полет на луну», «Космическое кафе».
Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры (картотека см. приложение)
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: - совместный досуг строим ракету, выставка совместного творчества «Моя планета», изготовление скафандра.
Продукты проекта :
Для детей
книжки-самоделки «Моя планета», составление рассказа к ним;
создание макета ракеты из бросового материала;
аппликация «Космическая ракета»;
лепка «Космодром»;
рисование восковыми мелками «Космические дали»;
арт-терапия «На далекой планете».
Для педагогов
• разработка тематического проекта по теме : «Космос» для детей и взрослых;создание компьютерных презентаций;
• изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз по теме, атрибутов к ним (См. приложение)
Для родителей
• создание костюма космонавта.
III Этап (заключительный)
На заключительном этапе проекта проведено итоговое мероприятие «Большое космическое путешествие». На нем были закреплены основные полученные знания и подведен итог всего проекта.
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 4 детей (25%, на среднем уровне были знания у 7 детей (43,75%, совсем низкий уровень – у 3 детей (18,75%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 10 детей (62,5%, средний уровень - 6 детей (37.5%, низкий уровень: 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Заключение
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составной успешности обучения детей в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
Закончив работу над данным проектом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Список литературы
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Санкт-Петербург ДЕТСТВО ПРЕСС. – 2014.
2. Ю. А. Вакуленко Комплексные занимательные занятия для детей 4-5 лет издательство «Учитель». – 2007.
3. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва. - 1999.
4. Калашников В. О звездах и планетах.
5. Космос. Детская энциклопедия. – Москва. - 2000.
6. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва. - 1985.
7. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. – Москва. - 1981.
8. Почемучка. Под ред. А. Алексина. – Москва. - 1992.
9. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва. – 2007.