Екатерина Гусева
Проект «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : среднесрочный
Срок реализации проекта : 18 января– 12 апреля
Пояснительная записка
Тайны Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости, пробуждая интерес к Космосу у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. В любом возрасте нас привлекает вид ночного неба. Как развить интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Только через совместный поиск решения проблемы можно усвоить этот сложный объем знаний, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Публикация «Проект „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества. С того дня прошло 55 лет. В предшествии всемирного дня авиации и космонавтики, маленьким дошкольникам необходимо рассказать о космосе. Мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом - не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. За это время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства.
Современные дошкольники задают много вопросов о звездах, планетах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Проект «Этот загадочный космос» поможет научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах деятельности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей.
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Цель проекта : Последовательное введение детей старшего дошкольного возраста в мир элементарных научных знаний о космосе, планетах солнечной системы, формирование представлений об освоении космоса людьми.
Задачи
Образовательные
-Расширять представление детей о многообразии космоса, истории развития космонавтики.
-Закреплять знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира
-Формировать первые представления о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца.
Развивающие
- Развивать познавательный интерес детей;
- Обогащать и активизировать словарь по теме «Космос»;
- Развивать творческое воображение;
- Развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные
-Воспитывать бережное отношение к красоте окружающего мира, любовь и уважение к профессии космонавта, к стране, ее достижениям.
Законодательно – нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании»
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся, обучения и воспитания.
2. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.2660-10.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
№
п/п Материально – техническое обеспечение
1 Конструктор (строительный) «Лего» - «Космическая станция», модули
2 Атрибуты к сюжетно – ролевым играм по теме Космос : головные уборы, скафандры, макеты: солнечной системы, четвертая планета солнечной системы Марс. Спутник Земли «Луна», сенсорная коробка
3 Мультимедийная установка
4 Телевизор
Состояние материально – технической базы соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам.
№
п/п Учебно – методическое обеспечение
1 Плакаты: «Солнечная система», «Земля»
2 Детская литература: Т. Ю. Покидаева «Тайны Вселенной» Энциклопедия «Наша планета».
И. Лапина Иллюстрированная энциклопедия «Звездное небо».
П. Уиллис «Сто тысяч, Как и Почему?» «Космос»
3 Тематические картинки по теме «Космос», Наглядно – дидактическое пособие, мир в картинках «Космос»
4 Картотека опытов по теме «Космос»
5 Картотека заданий по развитию связной речи «Космос»
6 Картотека подвижных игр по теме «Космос»
7 Картотека загадок, пословиц, поговорок, стихотворений о космосе.
8 Альбомы с картинами по теме «Удивительный космос»
9 Дидактические игры: «Весела астрономия», «Найди пару», «Найди тень», «Космо – старт»
№
п/п Примерный перечень материалов, располагаемых на информационном стенде для родителей
1 Рекомендации для родителей «Где побывать с ребенком в День Космонавтики».
2 Консультация для родителей «Расскажите детям о космосе»
3 Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»
Во время совместной работы с детьми над проектом «Этот загадочный космос» используются «Веселые минутки» со здоровьеформирующей направленностью (игровые упражнения, «Минутки здоровья» (дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика).
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний, представлений о космосе, солнечной системе;
- формирование умения экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- повышение уровня мотивации к занятиям;
- развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
К окончанию срока реализации проекта у детей должно возникнуть желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети подготовительной группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД. У них должны быть сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д; сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире; должны уметь самостоятельно действовать в различных видах деятельности; овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Средства реализации проекта
1. Диагностика. Разработаны критерии диагностики усвоения программных задач по образовательной области Познавательное развитие, по теме «Космос»
2. Совместная деятельность педагога с детьми. Реализация проекта осуществляется через интеграцию в различных режимных моментах и в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Взаимодействие с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие с семьями воспитанников по теме «Этот загадочный космос». Включает разные формы работы.
Участники проекта :
воспитанники старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет группы «Ромашка»,
воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Буровичок» ,
родители воспитанников группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) «Ромашка».
Принципы создания проекта :
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание проекта соответствует возрастным особенностям ребенка);
- принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;
- строиться с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Перспективное планирование работы по проекту «Этот загадочный космос»
Срок исполнения Содержание работы
18- 22 января Создание проблемной ситуации для детей. Сбор и накопление информации по теме «Космос». Сбор оборудования и материалов для реализации проекта. Подбор иллюстративного материала, художественной литературы на тему о космосе. Привлечение родителей к сбору материала для уголка экспериментирования. Анкетирование родителей.
25-29 января Оформление папок – передвижек «Астрономия и космос для детей»; «12 апреля день космонавтики».
Беседа с детьми «Знакомство с солнечной системой».
Чтение художественной литературы: Г. Юрмин «Что внутри».
Оформление сенсорной коробки по теме «Космос»
Рисование: «Планеты солнечной системы».
Изготовление летающих тарелок из бросового материала.
1 – 5 февраля Беседа с детьми «Что такое вселенная»
Дидактические игры: «Веселая астрономия»», «Космо – старт».
Аппликация: «Полет ракеты в космос».
Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом».
Речевое развитие НОД: «Мы все – жители загадочной планеты Земля. Загадочный мир космоса».
Изготовление поделок из папье-маше.
Оформление выставки рисунков «Этот
8 -12 февраля Проведение опытов с детьми по теме «Космос» : «Падение метеорита на Землю»; «Вращение земли».
Энциклопедия «Тайны Вселенной. Наша планета» .
Рекомендации педагогам «Как познакомить дошкольников с космосом».
Организация и проведение творческой мастерской по созданию атрибутов для игр из соленого теста для педагогов.
Создание картины из соленого теста «Космическое пространство». Оформление выставки совместных поделок детей и родителей по теме проекта.
22-27 февраля Проведение опытов с детьми в домашних условиях по теме «Космос» : «Солнце и Земля»; «Понятие об электрических зарядах»; «Затмение и корона».
29- 5 марта Конструирование космодрома из конструктора «Лего».
Просмотр мультимедийной презентации «Космос»
Беседа:«Первый полет Ю. А. Гагарина в космос».
Отгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Космос»
7-11 марта Дидактические игры по развитию связной речи «Космос».
Консультация для родителей «Расскажите детям о космосе».
Проведение опытов с детьми по теме «Космос» : «День и ночь»; «Дневные звезды»; «Голубое небо»
14 – 18 марта Лепка: «Ракета».
Разучивание песни «Межпланетный круизе»
С/р игра «Космонавты».
21-25 марта Музыка: Прослушивание музыкальных произведений по теме «Космос».
Чтение художественной литературы: Т. Ю. Покидаева
28- 1 апреля Рекомендации для родителей «Где побывать с ребенком в День Космонавтики»
Выполнение игровых заданий по теме «Этот загадочный космос»».
Викторина на тему «Знатоки Космоса»
4- 12 апреля Спортивный досуг «Юные космонавты».
Мониторинг образовательной области «Познавательное развитие» на конец работы над проектом "Этот загадочный космос"
Оформление мини - музея космонавтики с работами педагогов.
План реализации проекта
Процесс Совместная деятельность педагога и детей Деятельность педагога
I этап. Предварительный
Выявление проблемы Мониторинг образовательной области «Познавательное развитие» на начало работы над проектом "Этот загадочный космос".
(Приложение 1)
Определение цели и задач. Сбор и накопление информации по теме «Космос». Сбор оборудования и материалов для реализации проекта. Подбор иллюстративного материала, художественной литературы на тему о космосе. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов по теме проекта. Привлечение родителей к сбору материала для уголка экспериментирования. Анкетирование родителей.
(Приложение 2)
Работа с детьми Рассматривание иллюстраций по теме «Космос»
Беседы:
«Что такое Вселенная».
«Знакомство с Солнечной системой».
«Наша планета – Земля».
«Первый полет Ю. А. Гагарина в космос».
Дидактические игры:
«Веселая астрономия»», «Космо – старт» «Найди пару», «Найди тень».
Дидактические игры по развитию связной речи «Космос».
Отгадывание кроссвордов и ребусов по теме проекта. Чтение художественной литературы:
Г. Юрмин «Что внутри».
Т. Ю. Покидаева Энциклопедия «Тайны Вселенной. Наша планета»
Н. Носов «Незнайка на Луне» Подбор игрового оборудования и организация игрового и учебного пространства.
Работа с
родителями Создание папок передвижек: «Астрономия и космос для детей»; «12 апреля – День космонавтики».
IIЭтап. Основной
Работа с детьми
Планирование работы с детьми по областям
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация: «Полет ракеты в космос».
Рисование: «Планеты солнечной системы».
Лепка: «Ракета».
Музыка: Прослушивание музыкальных произведений по теме «Космос». Разучивание песни «Межпланетный круизе»
Социально – коммуникативное развитие
С/ р игры:
«Космонавты».
«Большое космическое путешествие».
Речевое развитие
НОД:
«Мы все – жители загадочной планеты Земля. Загадочный мир космоса».
Познавательное развитие
Проведение опытов с детьми по теме «Космос» (Приложение 3) Подбор материала, оборудования, иллюстраций, литературы, атрибутов для организации и проведения игр и опытов с детьми.
Работа с родителями
Проведение опытов с детьми в домашних условиях по теме «Космос»
Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом».
«Расскажите детям о космосе».
Рекомендации «Где побывать с ребенком в День Космонавтики»
Выполнение игровых заданий по теме «Этот загадочный космос»». (Приложение 4)
Оформление выставки рисунков «Этот загадочный Космос»
Оформление выставки совместных поделок детей и родителей по теме проекта.
Работа с педагогами
Изготовление космонавтов, ракет, космических кораблей, космических тел, летающих тарелок и аппаратов для выставки из соленого теста. Рекомендации педагогам «Как познакомить дошкольников с космосом». (Приложение 5)
Организация и проведение творческой мастерской по созданию атрибутов для игр из соленого теста в рамках реализации проекта «Этот загадочный космос».
Оформление мини - музея космонавтики с работами педагогов.
Совершенствование развивающей среды
Изготовление летающих тарелок из бросового материала.
Изготовление поделок из папье-маше.
Оформление сенсорной коробки
Оформление коллажа «Ракеты летят в космос».
Создание картины из соленого теста «Космическое пространство».
Постройка из конструктора «Лего» : «Космодром Байконур» Создание тематического панно «Созвездие большой и малой медведицы».
Подбор тематических плакатов:
«Строение солнечной системы»;
«Земля»
Пополнение научной литературы для детей:
-Удивительная энциклопедия космоса «Звезды»
- Удивительная энциклопедия космоса «Планеты»
III Этап. Заключительный
Итог Викторина на тему «Знатоки Космоса»
Спортивный досуг «Юные космонавты».
Мониторинг образовательной области «Познавательное развитие» на конец работы над проектом "Этот загадочный космос" Подбор материала, оборудования, иллюстраций, атрибутов для организации и проведения викторины и спортивного досуга с детьми.