Вероника Батюченко
Проектная работа в старшей группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать +Заказ
Старшей группы детского сада №2 «Соловушка»
Выполнил: Батюченко В. И.
Введение
«Приготовьте, детки, ушки,
Публикация «Проектная работа в старшей группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад….»
Тема проекта : «Дымковская игрушка»
Проблема, решаемая в проекте :
Я впервые познакомился с дымковской игрушкой когда была еще маленькой, в детском саду. На одном из занятий, проводимых моим воспитателем. И уже тогда меня привлекли эти очень красивые и яркие и веселые игрушки. Особый интерес, как и у любого маленького ребенка, вызвали фигурки, ведь там были пестрые богатые петухи, индюки, барышни в пышных нарядах, расписные птички - свистульки и многое другое.
Позже, уже студенткой педагогического училища я углубленно познакомилась с народным творчеством дымковских мастеров, что вызвало еще больший интерес к этой деятельности.
В один из дней я принесла в группу дымковскую игрушку «Барышню» и натуральной глины. Что конечно же привлекло внимание детей.
Проблемой возникла сама идея знакомства детей своей группы с народным дымковским творчеством, историей ее происхождения и способом ее изготовления.
Актуальность темы
Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, у детей воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Тип проекта : проектно-исследовательская деятельность (краткосрочный проект).
Цель: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Способствовать эстетическому воспитанию школьников. Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.
Материал:
Образцы элементов дымковской росписи;
Альбом «Дымковская игрушка»
Дымковские игрушки из глины
Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка»
Предшествующая работа :
Знакомство с дымковской игрушкой. Рассматривание дымковских игрушек на фото и иллюстрациях, глиняных образцов. Прослушивание истории возникновения дымковской игрушки.
Содержание практической деятельности по выполнению проекта :
1 этап Подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве «Дымковская роспись».
Рассматривание образцов дымковских игрушек
Рассматривание элементов дымковской росписи
Информация родителей о предстоящей деятельности
Сбор материала для рисования, лепки
Заготовка глины для лепки дымковской игрушки
Изготовление шаблонов дымковских игрушек из бумаги для росписи элементов
Подбор частушек, песен, стихов
Проведение недели на тему «Дымковская игрушка» в группе – тематические беседы.
2 этап Реализация
Проведение НОД на тему: «История дымковской игрушки», «расписная лошадка», «Распиши барышню», лепка из глины «Дымковский конь»
Рисование дымковской игрушки в самостоятельной художественной деятельности в свободное время и расписывают их элементами дымковской росписи
3 этап заключительный Выставка «РАЗНОЦВЕТНАЯ ДЫМКА»
Роспись дымковской игрушки.
Приглашение гостей
Презентация проекта
Подведение итогов работы.
Презентация проекта
Тема: «маленькие дымковские мастера»
Цель: Закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из глины, росписи фигурок и шаблонов цветной гуашью. воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Предшествующая работа :
Беседы о народном промысле дымковской росписи, рассматривание иллюстраций и готовых образцов дымковских игрушек. Прослушивание аудиорассказа о творчестве мастеров.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальная композиция, глиняные фигурки для художественной росписи детьми, бумажные шаблоны дымковских игрушек, образцы элементов росписи, глиняные фигурки барышни, кавалера, лошадки, индюка. Стол, стул для воспитателя, мольберт, альбом дымковских игрушек, гуашь, пластилин, чисти, непроливайки, салфетки.
Используемые технологии: Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
ХОД:
1 часть.
Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?
Дети: Это кавалер, конь, индюк - это дымковские игрушки.
Восп: Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке. (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей за столы.
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали? А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Идет демонстрация изображений “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др. с использованием художественного слова (воспитатель читает стихи)
Барышня
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Всадник
Всадник на коне
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
Конь
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Индюк
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Воспитатель: Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: - ребята, дайте мы с вами превратимся в мастеров и попробуем все свои умения т фантазию воплотить в жизнь.
- давайте вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете? (ответы детей)
- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
(Выставляю фото с образцами цветов дымковской росписи).
- У меня есть ваши заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку и шаблон по своему усмотрению.
(Дети выбирают шаблоны игрушек для росписи)
- Какие элементы используются при росписи игрушек? ( Ответы детей: кружочки, точки, волны, полоски и т. д.). Изображения на фото помогут вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
(Выставляю фото с элементами дымковской росписи).
2 часть.
Физ минтка
Конь меня в дорогу ждет - руки за спиной сцеплены в замок
Бьет копытом у ворот - ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног
На ветру играет гривой пышной,
сказочно красивой - покачивания головой, затем наклоны в стороны.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу - подскоки на месте
Цок - цок - цок,
Цок - цок – цок - руки полусогнуты в локтях перед собой
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой – помахать рукой.
- А теперь садитесь удобнее, начинаем работу. Когда закончится музыка, мы встанем немного отдохнуть, а потом продолжим работу.
Самостоятельная работа детей за столами.
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
3 часть
Работы детей выставить на столы. Преглосить всех детей пройти и рассмотреть свои работы.
- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
- А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!
- Теперь можно суверенностью сказать, что вы настоящие мастера, тврческие и старательные.
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весёлой
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
- Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные кружочки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Положи кружочек в банку.
Дети отражают свое настроение при помощи кружков.
(В случае если окажутся дети, которые выбрали зеленые либо синие магниты, то необходимо узнать причину такого выбора и помочь ребенку выйти из этого настроения.)
- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в группу.
Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка).
Вот мы снова в детском саду. А на память о нашем путешествии я хочу подарить вам игру «Укрась Дымковскую игрушку». Наше путешествие закончилось. Всем большое спасибо.