Татьяна Бажанова
Проектная работа «Создание предметной игровой среды в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать +Заказ
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра педагогики, психологии и андрагогики
Слушателей курсов
«Современные подходы к профилактике, диагностике, коррекции дисграфии и дислексии»
«Создание предметной игровой среды
в дошкольном образовательном учреждении»
(тема проекта)
Автор проекта :
Бажанова Т. М.,
учитель-логопед МБДОУ №54
Публикация «Проектная работа „Создание предметной игровой среды в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Куратор: к. психол. н., Кедрова И. А.
С. Осиново, 2022
1. Актуальность проекта
Игра и игрушка-обязательные спутники детства. У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра - своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания - разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Многие исследования доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.
Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т. е. из окружающей ребенка среды.
2. Цель и задачи проекта
2.1. Цель проекта :
Создание модели предметной игровой среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы.
2.2. Задачи проекта :
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметной игровой среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОО.
2. Разработать рекомендации по созданию предметной игровой среды в ДОО с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать игровую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения развития детей в игровой среде в разных видах деятельности (двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, в т. ч. и игровой).
4. Обеспечить предметную игровую среду игрушками и играми для сенсорного развития.
5. Создать домашние условия для детей в ДОО.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых (педагогов и родителей) для создания комфортной и безопасной предметной игровой среды.
7. Приобщить детей к активной предметно-предметной игровой деятельности в интерьере.
3. Целевая группа проекта
Дети дошкольного возраста, их родители (законные представители, педагоги, администрация, старший воспитатель детского сада.
4. Основные принципы и педагогические характеристики построения предметной игровой среды :
Принципы:
- принцип дистанции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности - динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
- принцип открытости - закрытости;
- принцип учета половых и возрастных различий детей.
Педагогические характеристики:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
- доступное расположение предметов и пособия в соответствии с возрастом детей;
- создание условий для изменения среды.
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта и преобразования предметной игровой среды. Программа проектных мероприятий
5.1 Сроки реализации проекта
Реализация и апробации проекта рассчитана на 1 год (1 августа 2021 – 1 августа 2022г).
5.2. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 01.08.2021г по 30.09.2021г- создание инициативной группы педагогов, разработка проекта, план алгоритма действий по преобразованию предметной игровой среды (этапы преобразования предметной игровой среды).
2. Основной (с 01.10.2021г по 31.05.2022г) – проведение семинаров-практикумов, формирование методической копилки, презентации проектов, изготовление наглядно-дидактического материала. Работа методической службы по созданию условий для организации предметной игровой среды.
3. Заключительный (с 01.06.2022 по 01.08.2022) - диагностика, анализ результатов деятельности, проведение педсовета по итогам деятельности, сравнение планируемых результатов с полученными.
5.3. Этапы преобразования предметной игровой среды
1. Провести оценку и анализ предметной игровой среды помещений (групповых комнат, кабинетов, залов) ДОО, определить зоны, нуждающиеся в преобразовании.
2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.
3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, учитывая материальные возможности.
4. Составить план – схему пространственного размещения оборудования в группах.
5. Продумать последовательность внесения изменений предметной игровой среды в течение года, с учётом образовательной основной программы ДОО и возможности ресурсов.
5.3.1. Примерная план - схема игрового пространства группового помещения:
- сенсорный уголок;
- уголок музыкально-театрализованной деятельности;
- уголок ПДД;
- физкультурно-оздоровительный уголок;
- уголок творчества (ИЗО);
- книжный уголок;
- уголок сюжетно-ролевых игр;
- уголок строительно-конструктивных игр;
- уголок экспериментирования и исследовательской деятельности;
- уголок уединения (релаксации).
5.4. Программа проектных мероприятий
Таблица 1
Программа мероприятий
№ Мероприятие Сроки проведения Ответственный
1-й этап
1 Педагогический совет
Особенности организации развивающей игровой пространственной среды в контексте новых требований Август 2021г Педагоги
Заведующий
Старший воспитатель
2 Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна Август 2021г Старший воспитатель
3 Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Август 2021г Старший воспитатель
4 Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах Август 2021г Старший воспитатель,
Воспитатели
5 План алгоритма действий по преобразованию предметной игровой среды Сентябрь 2021г Старший воспитатель
педагоги
6 Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности Сентябрь 2021г Старший воспитатель,
Воспитатели
7 Разработка рекомендаций и консультаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям
Сентябрь 2021г Старший воспитатель
2-й этап
8 Семинары-практикумы:
Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм Октябрь 2021г-март 2021 Старший воспитатель
Педагоги
9 Консультации на темы:
«Подбор материалов и оборудования для детского сада»
«Предметная игровая среда»,
«Рекомендации по построению игровой развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ»
Октябрь 2021г-
Январь 2022г Старший воспитатель,
Воспитатели
10 Методическая копилка (выставка)
Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта : создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) В течение года Старший воспитатель
Педагоги
11 Презентации проектов
Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом Январь 2022г-май 2022г Старший воспитатель
Педагоги
12 Изготовление наглядно-дидактического материала
Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметной игровой среды.
Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики) Октябрь 2021г-март 2022г Педагоги
13 Работа методической службы по созданию условий для организации предметной игровой среды
Оснащение материально-технической базы ДОУ для реализации проекта (подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков)
В течение года Старший воспитатель
Администрация
14 Работа по созданию игровой развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей Январь – апрель 2022г Воспитатели
15 Педагогический совет на тему: «Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований» Декабрь 2021г Старший воспитатель,
Педагоги
16 Смотры-конкурсы Апрель 2022г Старший воспитатель,
Педагоги
3-й этап
17 Диагностика
Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта Июнь 2022г Старший воспитатель
18 Тематический контроль «Создание предметной игровой среды в ДОУ в соответствие с ФГОС». Май 2022г Старший воспитатель
19 Анализ результатов деятельности по реализации проекта предметной игровой среды, сравнение планируемых результатов с полученными
Июль 2022г Старший воспитатель
6. Критерии оценки предметной игровой среды
1. Открытость пространственной игровой среды для преобразований :
- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (творческие уголки, выставки и др.);
- наличие центров активности.
2. Инновационность игровой среды :
- наличие современных, нетрадиционных, инновационных игрушек и оборудования (развивающие игрушки, машины с пультом управления, мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, и др.);
- наличие современного оборудования (компьютер, проектор, телевизор, детские игровые компьютеры и др.);
- наличие мебели, в соответствии с ФГОС ДОО (трансформируемость, полифункциональность и др.).
3. Ориентированность на физкультурно-оздоровительное развитие:
- наличие оборудованного физкультурного уголка, пространства для физической активности.
4. Ориентированность на познавательное развитие:
- наличие дидактических игр, материалов, книжного уголка, обучающих элементов, материала для экспериментальной деятельности
5. Ориентированность для сюжетно-ролевых игр:
- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр;
- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.
6. Ориентированность на творческое развитие:
- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;
- наличие пространства для организации творческой активности детей.
8. Комфортность предметной игровой среды :
- наличие мягкой, комфортной мебели;
- наличие уголка уединения;
- оптимальное расположение мебели и оборудования в пространстве.
9. Эстетика предметной игровой среды :
- наличие элементов художественной культуры (посуда, предметы народного творчества, картины и др.);
- сбалансированность цветовой гаммы помещения.
10. Безопасность предметной игровой среды :
- обеспечение детей материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не будет угрожать опасность.
- соответствие предметной игровой среды требованиям СанПиН;
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации, методической литературы, газет, журналов.
12. Создание информации для родителей:
- стенды, уголки с информационными материалами для родителей.
7. Содержание уголков предметной игровой среды.
1. Физкультурно-оздоровительный уголок.
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Для ходьбы, бега, равновесия: балансир, коврики массажные, шнуры, следы, модули.
Для прыжков: обручи, скакалки, валики.
Для катания, бросания, ловли: кегли, кольцеброс, мешочки, мячи, обручи.
Для ползания, лазанья, подлезания: мягкие модули, дуги, гимнастическая лесенка, обручи.
Для общеразвивающих упражнений: гантели детские, кольца, ленты, мячи, палки гимнастические, обручи, платочки.
2. Уголок сюжетно-ролевых игр.
Задачи: развитие игрового опыта детей, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты: куклы, животные, куклы би-ба-бо, наборы персонажей для плоскостного театра, наборы мелких фигурок, наборы масок, полумасок.
Игрушки-предметы оперирования : наборы посуды, наборы мебели, набор медицинских принадлежностей, весы, касса, коляски, кроватки и т. д.
Маркеры игрового пространства : ширма, стойка с рулем, кукольный дом, замок, тематические строительные наборы (для мелких персонажей).
Полифункциональные материалы: объемные модули, разных форм, крупный строительный набор, мелкие предметы-заместители, ткань разного цвета, размера и фактуры.
3. Уголок музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества; развитие умения перевоплощаться с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности.
Технические средства : магнитофон, музыкальный центр, микрофон и караоке, диски.
Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки.
Звучащие предметы-заместители.
Музыкальные шкатулки, игрушки.
4. Уголок строительно-конструктивных игр.
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций.
Строительный материал: крупногабаритные напольные конструкторы.
Комплект больших мягких модулей.
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.)
Наборы конструкторов: мелкие, крупные, плоскостные.
5. Уголок экспериментирования и исследовательской деятельности.
Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение, формирование умения комплексно обследовать предмет.
Объекты для исследования в действии: доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (геометрическая мозаика, танграм, набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина, счетные палочки Кюизенера, головоломки, блоки Дьенеша.
Образно-символический материал : линейки, наборы лото, кассы, доски магнитные настольные с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы, детские атласы, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы.
Нормативно-знаковый материал: азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами, наборы карточек с изображением количества предметов и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т. д.
6. Уголок творчества (ИЗО).
Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.
Для рисования: наборы цветных карандашей (24 цвета, графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки для промывания ворса кисти от краски, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера.
Для лепки: глина, пластилин, стеки разной формы, доски.
Для аппликации: ножницы, файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре.
7. Уголок уединения.
Задачи: помочь детям пережить расставание с родителями, научить выражать негативные эмоции, помочь научиться управлять своим эмоциональным настроем, повысить самооценку робких детей.
Сухой бассейн, ширма, занавеска, палатка, мебель, настольные игры.
8. Уголок ПДД.
Задачи: познакомить детей с азами дорожной грамоты, с транспортом, сигналами светофора, изучение элементов проезжей части, со значением дорожных знаков, деятельностью регулировщика
Стендовый материал, знаки, светофор, дорога, транспорт, дидактические игры по ПДД и др.
9. Сенсорный уголок.
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, глазомер, навыки классификации, воображение, учить выполнять массаж ладоней, пальцев.
Оборудование сенсорного уголка:
- на зрение (картинки-штриховки, картинки-пятна, разноцветные песочные часы;
- на слух (диски со звуками – животными, транспорта, воды, леса и др., шуршалки, гремелки, свистульки;
- на осязание: кусочки меха, ткани, бумаги, различный материал разной фактуры, выпуклые буквы, цифры, крупы;
- для обоняния: естественные природные запахи (апельсиновые корки, мята, кофе и др.);
- на вкусы: стаканчики, тарелочки, шпажки;
- конструкторы «Лего», металлические;
- рамки-вкладыши тематические «Животные», «Рыбы», «Транспорт», «Растения» и др. ;
- мозаики различных форм и размеров;
- пазлы (мелкие, крупные, бархатные);
- наборы кубиков «Собери картинку»;
- игры Воскобовича;
- кубик рубик;
- блоки Дьенеша;
- палочки Кюизенера;
- набор геометрических тел для сериации по величине;
- набор геометрических фигур для сериации по величине;
- наборы для «Чудесного мешочка» из мелкого материала (буквы, цифры, геометрические тела, мелкие предметы из счетных наборов);
- набор пластин из разных материалов (дерево, резина, металл, пластик, картон, кожа, рельефная ткань, наждачная бумага, кора дерева и др.);
- наборы шаблонов, трафаретов форм и цифр, различные лекала;
- наборы для нанизывания на леску (бусы, шарики, крышки);
- настольно-печатные игры из серии «Цвет, форма, величина»;
- раскраски – штриховки, шнуровка;
- цветные клубочки ниток;
- работа с ножницами.
- набор для экспериментирования с водой: емкости разных размеров (демонстрационные и раздаточные, сосуды разных форм прозрачные, одноразовые тарелки, ложки, мерные стаканчики.
8. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Реализация инновационной модели современной предметной игровой среды.
2. Совершенствование моделей игровой среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развивающей предметной игровой среды.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов (воспитателей, специалистов) по разработке проектов моделей игровой среды в групповых комнат, кабинетах, залах.
4. Рост профессионального мастерства педагогов, при распространении опыта создания современной предметной игровой среды и развития при этом у детей воображения, творчества.
5. Приобщение детей дошкольного возраста к активной предметной игровой деятельности и преобразование ее в интерьере.
6. Приобщение родителей к активному участию в преобразовании предметной игровой среды и совместное участие с детьми в этой среде.
7. Приобретение опыта создания предметной игровой среды всеми участниками образовательного процесса.
Заключение
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной игровой среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная игровая среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Список литературы
1. Артамонова, О. В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. - Тольятти: Издательство инф. -тех. центра, 1994
2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. – Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 368 с. – Текст: непосредственный.
3. Доронова, Т. Н. Материалы и оборудование для детского сада / Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова. - М. : Элти-Кудиц, 2003. – 160 с.
4. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. - М. : Детство-пресс, 2006.
5. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : методические рекомендации. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
6. Новоселова, С. Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / С. Л. Новоселова, Н. А. Реуцкая. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1997. – 64 с.
7. Островская, Л. Ф. Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса. - М. : Просвещение, 1987. – 176 с.
8. Петровский, В. А. Стрелкова Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М. : Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», «Новая школа», 1993. – 211с.
9. Шамикова, О. А. Гендерная специфика выбора игрушек у детей дошкольного возраста / О. А. Шамикова // Проблемы психологии мотивации: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2005