Ляна Джикаева
Проектная работа «Сказка рядышком живет»
Цель: приобщение детей к богатствам художественной литературы через знакомство со сказкой.
Задачи:
Дети: - воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству; - способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта при чтении и обсуждении сказок; - развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок; - развивать речь, фантазию, творческие способности; Родители: - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка; - развитие совместного творчества родителей и детей; - заинтересовать родителей жизнью детей, вызвать желание участвовать в ней. Предполагаемый результат:
Публикация «Проектная работа „Сказка рядышком живет“» размещена в разделах
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.
2. Соответственно возрасту, дети повторяют наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы;
3. Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы учителя;
4. У родителей появляется интерес к участию в творческих проектах группы.
Участники проекта :
1. Ученики 2 «В» класса.
Реализация проекта.
Основные направления работы с детьми :
- непосредственно образовательная деятельность (3 занятий);
- совместная деятельность педагога с детьми;
- работа с родителями.
Тема нашего проекта «Путешествие в сказку».
Цель: напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.
Задачи:
Активизировать в речи детей слова: г л бу, зокъо, сырддонцъиу, з рд худт, къуынд г, уарын, тагъд к нын.
Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать пространственное, образное мышление, чувственное восприятие.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Создать атмосферу радостного настроения, учить детей действовать по показу учителя, способствовать речевому общению.
Сказка – самое большое чудо народного творчества. Много сказок родилось на нашей земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.
Сказки очень важны для нас. Они несут нам добро, поэтому нам читают их мамы, бабушки …
Сказки очень поучительны. Читая их, можно много узнать о жизни и культуре разных народов.
Сказки бывают народные и литературные. Народные сказки не имеют автора. Если известна фамилия автора сказки, то это уже литературная сказка.
Во всем мире любят сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Г. -Х. Андерсена, А. С. Пушкина, К. И. Чуковского и многие другие.
В каждой стране есть свои народные сказки. Они рассказывают нам о культуре и истории данной страны и его народа. Русские народные сказки «Репка» и «Колобок» знакомы нам с самого раннего детства. Это первые сказки, которые нам читают наши близкие.
• А ещё сказки бывают : волшебные, бытовые и о животных.
• В волшебных сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения. В этих сказках присутствуют волшебные персонажи: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Золотая рыбка. Есть также герои-помощники, это могут быть различные люди, животные или предметы (клубок).
• В сказках о животных герои могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. В этих сказках всем персонажам приписываются свойства людей. Эти сказки тоже родились в глубокой древности, они веселые и поучительные. Излюбленный герой в них - плут, хитрец и обманщик. Действующие лица в бытовых сказках - представители разных слоев общества: короли, принцы, солдаты, ремесленники, простые крестьяне. Герои сказок - мужик или бывалый солдат - выходят победителями благодаря своей силе, ловкости и смекалке.
Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
В результате исследования мы выяснили:
- в сказках встречаются ситуации, из которых мы можем получить урок.
- непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались
- главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми разного возраста.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказки расширяют словарный запас ученика, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в начальной школе, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Сказки. Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир. У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства. День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.
Актуальность темы видится нам в приобщении к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, мы наблюдаем засилье западной культуры. Именно обращение к традициям русского народа и насущно на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость.
В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Техника (аудио-, видео, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы и это ослабило интерес к книге и желание работы с ней.
Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно : животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.
Учитель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как учитель получает согласие детей, надевают свои маски
Совместное сотворчество родители-дети «Создаем маски».
и все вместе отправляются в путешествие на паровозике.
Учитель проводит пальчиковое упражнение «Паровоз»
Паровоз кричит «Ду - ду», (дети выполняют круговые движения руками)
Я - «Иду – иду – иду». (у пояса, имитируют движения колес паровоза)
А вагончики стучат, (дети стучат кулачками (тыльной стороной)
А вагоны говорят
- «Так – так – так!».
Упражнение дети выполняют в речевом сопровождении: сначала тихим голосом (едут на маленьком паровозике, а затем громким голосом (едут на большом паровозике).
Приезжают в сказку «Грибок-теремок».
Мы попали с вами в сказку. Нас уже встречают. Посмотрите, кто это?
Перед детьми изображения грибка-теремка.
И начинается наша сказка. Дети играют по ролям.
аключение:
Так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц.
Сказка учит : мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача.
Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент.
У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.