Тансылу Шаехмурзина
Проектная работа «Организация музыкальных сюжетно-ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа «ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Объект исследования: процесс музыкального образования ребенка.
Публикация «Проектная работа „Организация музыкальных сюжетно-ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Предмет исследования: педагогические возможности сюжетно–ролевых игр на музыкальную тематику в целях музыкального развития дошкольника.
Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие музыкальному развитию ребенка посредством использования сюжетно – ролевой игры на музыкальную тематику.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- определение понятие «сюжетно-ролевая игра»;
- познакомиться с игровым разнообразием сюжетно–ролевых игр на музыкальную тематику в программах воспитания и обучения дошкольников
При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
- изучение и анализ психолого–педагогической литературы;
- наблюдение за музыкально–игровой деятельностью детей;
- анкетирование;
- практическая работа с детьми.
Большое разнообразие в игровую деятельность ребенка вносит игры с использованием музыки. Среди многих видов искусства, музыка занимает по праву особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.
Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она вселенную гармонию природы.
Давно замечено, что постоянное общение человека с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и звучаниям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования действительно прекрасного во всех отношениях человека.
Музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности. Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально–эстетических представлений, музыкальной культуры, художественно–творческих способностей, с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит, на праздниках и в развлечениях, на прогулках и экскурсиях, в самостоятельной деятельности, во время игр. Среди разнообразия игр значительное место в жизни ребенка занимают музыкальные игры. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитии навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительные влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной, опорно–двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально–личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейшего педагогического воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
В работе с детьми в области музыкального образования используются разные виды игр, такие как, игры с пением, вокальные игры, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры, игры–забавы, игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, развивающие игры, речевые игры и т. д. Среди такого разнообразия игр значительное место занимают музыкальные сюжетно–ролевые игры (игры на музыкальную тематику или с эпизодическим использованием музыки, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отмечающих возможностям, интересам, потребностям ребенка. Основное назначение музыкальной сюжетно–ролевой игры – это возможность формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
И в целях выявления информации о характере использования музыкальных сюжетно-ролевых игр было проведено анкетирование среди воспитателей и музыкального руководителя. Анкеты включали следующие вопросы:
Анкета для воспитателя ДОУ
Уважаемый воспитатель!
Мы Вам будем очень признательны за ответы, данные в анкете!
1. В какие игры больше всего любят играть дети Вашей группы? (укажите виды и тематику игр?
2. Какова тематика сюжетно-ролевых игр на музыкальную тематику и игр, в которых частично используется музыкальный материал, предлагаемые Вами детям.
3. Назовите тематику сюжетно-ролевых игр на музыкальную тематику и игр, в которых частично используется музыкальный материал, в которые чаще всего организуют сами дети по своей инициативе.
4. Какова доля (в % отношении) проявления инициативы по организации данных игр со стороны педагогов (воспитателя ___, музыкального руководителя ___, детей ___?
5. Какова степень самостоятельности, которую дети проявляют в ходе игры?
6. Какие Вы используете формы прямого и косвенного руководства сюжетно-ролевыми играми с использованием музыки?
7. Какое время в режиме дня Вы отводите для сюжетно-ролевых игр?
Анкета для музыкального руководителя ДОУ
Уважаемый музыкальный руководитель!
Мы Вам будем очень признательны за ответы, данные в анкете!
1. Ваше отношение к необходимости использования сюжетно-ролевых игр на музыкальную тематику и игр, в которых частично используется музыкальный материал в самостоятельной деятельности детей?
2. Часто ли воспитатели организуют такие игры или участвуют в них, в случае возникновения таких игр по желанию и инициативе самих детей
3. Организуете ли Вы такие игры и участвуете ли Вы в них, в случае возникновения таких игр по желанию и инициативе самих детей? Как часто?
4. Какова тематика таких игр, организуемых лично Вами?
5. Назовите тематику сюжетно-ролевых игр на музыкальную тематику и игр, в которых частично используется музыкальный материал, в которые чаще всего организуют сами дети по своей инициативе.
6. Какие Вы используете формы прямого и косвенного руководства сюжетно-ролевыми играми с использованием музыки?
7. Испытываете ли Вы затруднения (если «да», то какие) в организации и проведении сюжетно-ролевых игр на музыкальную тематику и игр, в которых частично используется музыкальный материал?
8. В чем проявляется Ваша помощь воспитателям в организации таких игр?
На первый вопрос анкеты «В какие игры больше всего любят играть дети Вашей группы?» почти все воспитатели ответили: «Подвижные, хороводные, сюжетно–ролевые, музыкально–дидактические».
Отвечая на второй вопрос, педагоги отметили лишь несколько игр: «Автобус», «Театр»; «Музыкальная школа»; «Магазин игрушек» ; «Детский мир».
На третьем вопросе, где уже нужно было «Назвать тематику сюжетно – ролевых игр, которых организуют сами дети в ответе были названы только три игры : «Семья», «Магазин игрушек», «Автобус».
Следующий вопрос звучал так: «Какова доля (в % отношении) проявления инициативы в организации данных игр со стороны педагогов
(воспитателя, музыкального руководителя, детей?». Сложив проценты Мы установили, что самое большое проявленние инициативы наблюдается музыкальным руководителем (46 %, дальше воспитатель (38 %) , а у детей (16 %) .
А на вопрос «Какова степень самостоятельности, которую дети проявляют в ходе игры?». Ответы у всех воспитателей были одинаковы «Самостоятельная игра при направлений воспитателя».
Шестой вопрос звучит так «Какие Вы используете формы прямого и косвенного руководства сюжетно – ролевыми играми с использованием музыки?». На этот вопрос дали ответ: «Объяснение, показ воспитателем игры».
На последний вопрос «Какое время в режиме дня Вы отводите для сюжетно – ролевых игр?». Ответы были «Утром и вечером».
А также и проводили беседу с детьми. Содержание беседы включала следующие вопросы:
- Любишь ли ты играть?
- В какие игры больше любишь играть?
- Какие игры ты знаешь?
-Любишь ли играть в музыкальные игры?
- Какие музыкальные игры знаешь?
Таким образом, выяснилось, что дети любят играть, но знают мало игр.
Проводя анкетирование с музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ, мы пришли к такому выводу, что, к сожалению, в настоящее время отсутствуют пособия, где были бы в полной мере представлены музыкальные сюжетно - ролевые игры.
Это вызывает затруднение в деятельности педагогов и является одной из причин недостаточного использования сюжетно – ролевых игр в практической работе с детьми.