Александра Игнатова
Проектная работа «Формирование мелкой моторики у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование мелкой моторики у детей с ОНР»
Выполнила: учитель-логопед
Игнатова Александра Николаевна
го Химки 2020 год
Актуальность
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проектная работа „Формирование мелкой моторики у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенного большого пальцы, в средней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяжённость, как проекция всего остального тела. Функции кисти уникальны. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Сухомлинский В. А. писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движения детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. [Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. – М. : АСТ: Астрел 2009. С. 23]
Поэтому я считаю, выбранную мною тему актуальной для детей дошкольного возраста, а тем более для детей с общим недоразвитием речи. Как подчеркивает М. М. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а так же интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга [Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка, -М., 1973]
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажер для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно же, играть!
Практика показала, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка. Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Цель проекта.
Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи.
Для реализации цели определила следующие задачи:
• Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр;
• Создать педагогические условия для развития речи у детей – логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
• Развивать творческое воображение.
Участники проекта.
Воспитатели, учитель-логопед.
Целевая группа.
Дети 5-6 летнего возраста с речевыми нарушениями (старшего дошкольного возраста).
Направленность развития деятельности.
Комплексное (познавательно-речевая, трудовая, физическая).
Тип проекта.
• По доминирующей деятельности – практико-ориентировочный, творческий;
• По продолжительности – долгосрочный (1 год);
• По количеству детей – индивидуальный, подгрупповой, фронтальный;
• По самостоятельности – под руководством учителя-логопеда.
По продолжительности проекта.
Долгосрочный – срок 1 год.
Предполагаемый результат:
Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики;
Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия;
Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук;
Пополнение развивающей среды группы;
Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
Реализация проекта.
Свою работу я начала с подбора методической литературы, определения задач по взаимодействию с сотрудниками детского сада; оборудования предметно-развивающей среды в группе (создание уголка, подбора игр и мероприятий).
Поставила следующие задачи:
Создать условия в группе для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников;
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом;
Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия;
Осуществлять взаимосвязь с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры;
Повышать компетентность родителей в области развития у ребенка мелкой моторики через такие формы взаимодействия с семьей как консультации индивидуальные и групповые, оформление информационных стендов.
Я осуществляю образовательный процесс по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М. 2019г.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Поэтому проводится взаимосвязь с воспитателями ясельных групп – по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Прексрасным средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков» в рамках взаимосвязи с воспитателями. В игру с увлечением играют дети от полутора лет и старше. Наборы «Театр пальчиков» - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрываются различные сценки. По пять минут в день вполне достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Можно использовать игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами, потешками. В старшем возрасте можно использовать игры с игрушками и предметами:
Раскладывание пуговиц, палочек, желудей;
Нанизывание бус, палочек, пуговиц на нитку;
Застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний;
Игры с мозаикой.
Кроме пальчиковых упражнений, есть различные графические упражнения:
«дорисуй сам»;
«обведи узоры»;
«продолжи узор»;
Штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур;
Продолжение узора по клеточкам;
Рисование карандашом и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой).
Для успешной реализации всех задач по развитию мелкой моторики в группе оборудовала уголок «Умелые пальчики», в котором имеются:
Игры шнуровки;
Игры и пособия для нанизывания бус, колец, различных мелких предметов;
Схемы – картинки для выкладывания мелкими геометрическими фигурками;
Рамки вкладыши;
Пластмассовые пирамидки разной величины;
Мозаика мелкая/крупная, цветная;
Настольный деревянный театр «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя»;
Театр кукол би-ба-бо;
Кубики крупные/мелкие (деревянные, пластмассовые);
Игра настольная «Чудесные шнурочки», «Цветные шнурочки»;
Счетные палочки (разноцветные);
Игра «Собери бусы» (пластмассовые);
Пазлы разного размера по сказкам;
Книжки-раскраски;
Книжки с заданиями «Дорисуй», «Обведи»;
Различные виды конструктора;
Трафареты для обведения и штриховки;
Подобраны и оформлены в дидактическую папку «Играем с пальчиками»;
Картотека пальчиковых игр.
Я считаю, что все занятия с ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат все исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребенка. В своей работе я использую и нетрадиционные формы по развитию мелкой моторики детей для массажа и самомассажа рук:
Коробки с крупой – переборка крупы и фасоли, кофе; выкладывание из фасоли дорожек: прямой и волнистой; грецкие орехи – обертывание и развертывание орехов в фольгу; пуговицы – подбор пуговиц разного размера и цвета и выкладывание пуговичной мозаики; карандаши – растирание ладоней шестигранной карандашом; бельевые прищепки – прикрепление прищепок к диску, изображая лучики солнца; веревка с узелками – завязывание на веревке узелков и бантиков; массаж пальцев грецкими орехами, каштанами; массажные мячи разного размера и разной твердости; «Су-Джок» терапия.
Одной из форм работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность. Тему занятий определяем с воспитателями в соответствии с лексической темой недели.
Аппликация – использование различных материалов – ткань, крупа, соль, обрывная бумага, цветной песок.
Лепка – традиционно из пластилина с различными приемами пластилинографии, а также лепка из соленого теста.
Конструирование – из природного материала, из бросового материала, оригами, киригами.
Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию и лепке способствует развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствует развитию речи, а кроме того является взаимосвязью работы с учителем-логопедом.
Графика – обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант. Использую пособие Н. Ткаченко «Графические диктанты», «Рисующий гномик». Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
На занятиях обязательно включаю физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультпаузе, содержалось бы возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – развивается умение управлять своими движениями, вырабатывается ловкость. Выполняя различные пальчиковые упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Выводы
Использование упражнений на развитие пальцевой моторики, на развитие пальцевого и кистевого праксиса играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:
Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
Совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
Установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий в логопедических и коррекционных группах;
При работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторки регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время в свободной и образовательной деятельности детей;
Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;
Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе);
Упражнения должны выполняться непродолжительно;
Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.
Список литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М. 2013 г.
2. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М. 1973 г.
3. Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», М., Эксмо, 2016 г.
4. Куликовская Т. А. «Логопедические скороговорки и считалки», М., Изд. «Гном и Д», 2013 г.
5. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика», М., АСТ: Астрель, 2010 г.
6. Савельева Е. А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», СПб, «Дество-пресс», 2013 г.