Бабушкина Галина
Проектная деятельность как необходимое средство формирования познавательной и творческой активности учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Галина Александровна Бабушкина,учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, Лебедева Мария Александровна, учитель начальных классов, Фазылова Гульнар Атиповна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
города Тобольска Тюменской области.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
Который предстоит наполнить информацией,
Публикация «Проектная деятельность как необходимое средство формирования познавательной и творческой активности учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В. А. Сухомлинский
Всем нам известно, что в современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные перед собой цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании стоит вопрос о создании условий для формирования познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.
Итак, одной из главных задач современной начальной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. Так возникает необходимость подготовки наших учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную деятельность, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества, а также позволяет адекватно оценивать свою работу. Таким образом, в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Эти методы на начальной ступени обучения сейчас особенно актуальны, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
В работах В. И. Андреева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей проектную, исследовательскую направленности. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для нас – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Ведь дети -прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Мы предоставляем возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их в нужное русло. Основной целью педагогической деятельности считаем – помогать детям, проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.
Для достижения положительной динамики одной из главных целей в нашей деятельности ставим развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
Считаем, что наш опыт имеет новизну
Данный опыт имеет репродуктивно - творческий характер. Новизна опыта состоит в том, что:
определены этапы исследовательской деятельности, способствующие развитию познавательной и творческой активности у учащихся младших классов в образовательном процессе;
подобраны и апробированы на практике творческие задания, коллективные и индивидуальные исследовательские работы, способствующие развитию умения и желания учиться.
В педагогическом опыте опираемся на следующие принципы:
-принцип последовательности;
-принцип поуровневости;
-принцип временного развития;
-принцип разнообразия;
-принцип постоянного совершенствования.
-последовательности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраст школьника.
В связи с этим уделяем большое внимание методу проектной, исследовательской деятельности, которые позволяют:
- выявить творческие способности ребёнка;
- улучшить контакт с учащимися;
- дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Проектную деятельность рассматриваем как обоснованную, спланированную и осознанную, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Проектная, исследовательская деятельности предполагают :
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Алгоритм проектной деятельности чётко выстроен и имеет единую структуру для всех предметов.
1 этап. Предоставление темы проекта
Темы детских проектов выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
Например, интеллектуальный проект «Я знаю много интересного о …» предполагал самостоятельный выбор учащимися слов, которые, на их взгляд, ближе, интереснее, благозвучнее… ( дети выбирали слова: солнце, небо, земля, весна, мама, зима и пр.)
2 этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения: «Мы бы хотели узнать, сколько лексических значений имеет выбранное слово. Есть ли у данного слова антонимы, синонимы. Существуют ли фразеологические обороты с данным словом. Какие имеются пословицы, поговорки, загадки. В каких названиях картин известных художников упоминается это слово. А также в сказках, рассказах, стихах и песнях. Ребята выражали желание самим придумать стихотворение или рассказ.
3 этап. Формулировка подтем
На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.
4 этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
5 этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам следует обратиться?» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр., за помощью к родителям.
Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект самым лучшим, возрастает.
6 этап. Представление проекта
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
– как оценили вашу работу посторонние люди;
По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах. (Примеры)
7 этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно - внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе, одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей, важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов является совместной деятельностью учитель – учащийся – родители.
Как мы уже говорили, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего развития, который имеет свои этапы:
1 этап
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д. ;
2 этап
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
3 этап
Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
4 этап
Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
5 этап
Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.
Таким образом можем сделать вывод, что при выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование следующим алгоритмом:
Проблема проекта, исследования "Почему?" Актуальность проблемы -
мотивация
Цель проекта "Зачем?" (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта "Что?" (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы "Как?" (мы это можем делать) Выбор способ и методов, планирование
Результат "Что получится?" (как решение проблемы) Ожидаемый результат
Примеры исследовательских работ:
В 1 классе мы проводили проекты :
-по обучению грамоте: «Особенные звуки», «Азбуки бывают разные», «Алфавит из сказочных персонажей».
-математика: «Цифры и числа», «Математика в сказке», «Увлекательный мир лего».
-литературное слушание: «Книжки малышки», «Загадки, пословицы, поговорки», «Мои любимые игрушки в произведении Агнии Барто».
-окружающий мир: «Времена года», «Мир животных».
Во 2 классе проекты в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Наши ребята выполнили такие проекты :
-карта наших желаний
-древо семьи
-учебный проект «Математические сказки»
-паспорт растений
-«Защитим планету» сбор пластика на переработку.
-«Сбор макулатуры»
- Мода в 21 века коллекция платьев.
А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование.
-Костюмы народов мира
-Семейный герб
-Как самому создать мультфильм
-Красная книга
-История одного дома, дом Фонвизина
-Моя родословная
-Спортивная жизнь моей семьи
-Традиции моей семьи
-Устаревшие слова
Ежегодно наши ученики не только принимают участие в таких мероприятиях, но и занимают призовые места. Так же наши учащиеся каждый год принимают участие в фестивале «Надежда».
Сегодня проектная, исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению.
Список литературы.
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2020.
2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2019.
4. Организация проектной деятельности в школе : система работы / aвт. -сост. С. Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2020.