Елена Лунякова
Проектная деятельность в подготовительной группе «Хлеб — богатство страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб — богатство страны
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
Хлеб – богатство страны
Авторы проекта
Лунякова Е. А., Клинкова Е. В.
Тип проекта
Информационно-познавательный
Вид проекта
Краткосрочный
Время реализации проекта
1 неделя (сентябрь)
Участники проекта воспитатели, дети подготовительной группы «Капелька», музыкальный руководитель, родители воспитанников
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Хлеб — богатство страны“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его
Задачи проекта:
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
• показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
Пояснительная записка
«Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!»
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Почему то одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект
Пашут каждую весну, поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят, с детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки, не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Подобрать методическую литературу по теме проекта
Создать развивающую среду
Подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности
Разработать дидактические игры
Подобрать картинки и иллюстрации к сказкам, репродукции картин знаменитых художников
2 этап. Основной
В первую половину дня проводится образовательная деятельность по данной теме согласно Плану воспитательно-образовательного процесса (см. План ВОП, тематическая неделя «Хлеб – богатство страны»)
Дополнительная работа по реализации проекта
Понедельник
Видео обзор картины И. И. Шишкина «Рожь»
Закрепление профессий: агроном, комбайнёр, водитель, пекарь и т. д.
Проговаривание скороговорок о хлебе
Подвижная игра «Мышеловка»
Дидактическая игра «Назови профессию» (по картинкам)
Вторник
Познакомить со злаками ячмень и просо
Рассматривание картинок
Речевая игра «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий»
Дидактическая игра «Посчитай и сравни»
Рассказывание сказки «Колосок»
Театрализация отрывка из сказки «Колосок»
Среда
Беседа «Что такое мельница?», «О профессии мукомол»
Игры-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка)
Ручной труд «Ветряная мельница»
Четверг
Пословицы и поговорки о хлебе
Игра с мячом «Вопрос-ответ»
Подвижная игра «Покажи колосок»
Чтение стихотворения С. Погореловского «Слава хлебу»
Командная игра «Собери каравай» (разрезные картинки)
Пятница
Познакомить с некоторыми «хлебными» приметами
Чтение стихотворения Н. Самковой «О хлебе»
Дидактическая игра «Что из какой муки испекли»
Подвижная игра «Кто быстрее соберёт колосья?»
3этап. Заключительный
Выставка творческих работ
По окончании проекта провести с детьми анкетирование
Оформить кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам»
Фото коллаж проекта
Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе
2. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»
3. Чаепитие с хлебобулочными изделиями
Список используемой литературы
Шорыгина Т. А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей – М., Издательство ГНОМ и Д, 2007
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей – М., Издательство ГНОМ и Д, 2010
Спортивные занятия на свежем воздухе для детей 3-7 лет/авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2011
Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе. Старшая и подготовительная группы. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Фалькович Т. А. Занятия по культурно-нравственному воспитанию (старшая и подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2008
Павлова О. В. Изобразительная деятельность (подготовительная группа). – Волгоград: Учитель, 2010
Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. – Ярославль, Академия развития, 2010
Методические ресурсы из Интернета
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Чтение художественной литературы о хлебе
Фольклор:
Скороговорки
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, а Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи
Приметы
1. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберёшь его счастье и силу
2. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу
3. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность
4. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать
5. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь
6. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами
Пословицы и поговорки
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Покуда есть хлеб, да вода- всё не беда
Без хлеба и воды жить худо
Сказки: сказка «Колосок» (рассказывание)
Стихи: С. Погореловский «Слава хлебу»
О хлебе
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошёл
«Зачем - спросил он, голосом усталым–
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждёт.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несёт.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, её кусок, несёт.
В глазах её он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок?»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала «Что, сынок, с тобою?
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берёт.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подаёт.
Берёт, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждёт.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждёт.
Он входит в дом, сидят в нём ветераны.
Всё в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Всё сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки «Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
«Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идёт мальчишка, голову склонив.
И дед седой всё курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Нина Самкова
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ручной труд «Ветряная мельница»
Задачи: дать представление о мельнице и её работе; закрепить умение конструировать по образцу; развить логическое мышление детей, мелкую моторику рук
Материалы и оборудование: образец поделки, втулка от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги, конус для крыши, круг и полоски из картона, кнопка канцелярская, ножницы, клей ПВА, кисть клеевая, салфетка
Ход:
- Ребята! А все ли из вас едят хлеб? (Ответы детей). Наверняка все его пробовали и многие едят его каждый день. Вспомните, из чего делают хлеб? (Ответы детей). Самое важное при изготовлении хлеба - это мука. А кто-нибудь знает, что такое мука? (Ответы детей). Мука — продукт, получаемый в результате перемалывания зёрен различных культур. А вы знаете, как делают муку? (Ответы детей). Конечно же, её делают на мельнице.
- Раньше, до изобретения мельницы люди использовали тяжёлые камни, с помощью которых вручную перетирали зёрна. Чтобы облегчить себе работу, люди придумали ветряные мельницы. Под действием ветра крутились лопасти мельницы, которые приводили в работу механизм, а он в свою очередь перетирал зёрна в муку. И сегодня я предлагаю вам собрать вот такую ветряную мельницу
Воспитатель показывает образец поделки. Дети рассматривают образец, воспитатель называет части, из которых состоит мельница
- Чтобы быстро сделать мельницу, нужно немного размяться
Минутка для отдыха
Дети выполняют упражнения согласно тексту
Наклоняемся вперёд, руки в стороны вразлёт
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре — завертелась, закружилась.
Дети выполняют задание, опираясь на образец. Педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь
Подведение итогов
- Ребята, почему крутятся лопасти у мельницы? (За счёт ветра). Дует ветер, крутит мельничные крылья, вот и кажется, что кто-то на горе руками машет. Давайте, руками покрутим, как мельница крыльями, и покричим, попросим ветер, чтобы сильнее дул и быстрее мельницу крутил.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки.
Испекли нам пирожки!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Подвижная игра «Кто быстрее соберёт колосья?»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.
Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок
Материал: колоски, на один меньше, чем игроков
Ход: на полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по 3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку
Материал: 2 машинки на веревке с зёрнами пшеницы (малые мячи)
Ход: в игре принимает участие 2 ребёнка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с верёвкой от машины. Накручивают верёвку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зёрнышка
Игра с мячом «Вопрос-ответ»
Цель: развивать умение подбирать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб»
Игровая задача: при ловле мяча сконцентрироваться и дать правильный ответ на вопрос
Материал: мяч
Ход: воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому
Назови хлеб ласково (Хлебушек)
Крошки хлеба, какие? (Хлебные)
Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)
Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
Кто печёт хлеб? (Хлебопёк)
Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)
Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)
Подвижная игра «Покажи колосок»
Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего
Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.
Материал: пшеничные колоски
Ход: играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
Ход: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается
Командная игра «Собери каравай» (разрезные картинки)
Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.
Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.
Материал: разрезные картинки с изображением каравая
Ход: на 2-х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Театрализация сказки «Колосок»
На детей надеваются маски сказочных героев
Рассказчик: Двор подметал Петушок
И нашёл пшеничный колосок.
Петушок: Круть и Верть ко мне бегите
И на колосок взгляните.
Выбегают из домика мышата, удивляются находке
Верть: Ты на мельницу сходи
Колосок обмолоти.
Петушок: Есть работа у меня
Помогите мне, друзья!
Верть: Только не я!
Круть: Только не я!
Петушок: Двор сначала домету,
И на мельницу пойду.
Петушок уходит, а мышата выбегают, поют песенку. Возвращается Петушок с мукой, зовёт мышат
Петушок: Эй, мышата поглядите, сколько я намолотил.
Петушку вы помогите, донести уж нету сил!
Мышата помогают донести муку, заглядывают в пакет
Круть: Посмотрите-ка, мука и воздушна и бела.
Нужно тесто замесить, чтоб поставить пироги.
Петушок: Так беритесь же за дело,
Замесите тесто смело.
Вы ведь лучшие друзья!
Круть: Только не я!
Верть: Только не я!
Петушок: Что же делать? Как мне быть?
Видно тесто мне месить.
Петушок отходит к столу месит тесто, кладёт пироги на противень, а затем в печь
Рассказчик: Ребята, а чтобы у Петушка работа спорилась, Давайте ему песенку споём.
Дети поют песню, а мышата подпевают
Петушок: Испеклись пироги из воздушной муки,
Пироги румяные, вкусные и пряные.
Мышата бегут к столу и садятся
Круть: Ах, как я проголодался!
Верть: Ну, а мне пирог остался?
Петушок: Подождите, подождите!
Вы, Мышата мне скажите.
Колосок кто нашёл?
Мышата: Ты!
Петушок: Кто на мельнице молол?
Мышата: Ты!
Петушок: Кто домой принёс муки?
Кто испёк пироги?
Мышата: Всё ты. Всё ты.
Петушок: Надо не лениться, хорошо трудиться.
Чтобы хлеб был в печи, на столе - калачи.
А лентяи, болтуны, в этом доме не нужны!
Мышата опустив голову выходят из- за стола
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкетирование для детей
Имя ребёнка___ Возраст___Группа №___
Как часто ты ешь хлеб?___
Что для тебя хлеб?___
Из каких злаков делают хлеб?___
Как превращается зерно в муку?___
Как превращается мука в тесто?___
Какие профессии ты знаешь, которые относятся к хлебу___
___
Какие машины работают в поле?___