Татьяна Соина
Проектная деятельность в подготовительной группе «Добрые слова дороже богатства»
▼ Скачать + Заказать документы
Соина Татьяна Сергеевна, воспитатель МДОУ комбинированного вида детский
сад № 42 «Теремок»
Тема: «Совместная деятельность педагога и детей в проектной деятельности
с учётом интеграции образовательных областей «Добрые слова дороже богатства»
Год: 2019г
Введение:
Обоснование выбора темы.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Добрые слова дороже богатства“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Актуальность. Важную роль в формировании личности играет культура поведения человека в обществе. Помогая воспитывать такие её стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нём, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушания, самоконтроль. И потому культура поведения должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчёркивал А. С. Макаренко.
Цель Формирование культуры поведения, посредством (детской) проектной деятельности детей.
Задачи работы:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с проектной технологией на основе закрепления знаний норм поведения в обществе (социуме).
2. Формировать навыки построения алгоритма действий при осуществлении проектной деятельности.
3. Способствовать нравственному развитию детей, формировать представления о воспитанности, вежливости, доброте.
Развивающие:
1. Закреплять умение быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить при входе в помещение здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
3. Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию ближнего.
4. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.
Воспитательные:
5. Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Коррекционные:
Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов
Формировать умение ориентироваться на собственном теле, в микро – макро-пространстве;
Способствовать:
- развитию умения «читать» схемы и планы.
- повышению силы, эластичности, тонуса глазных мышц, мышц век, снятию переутомления зрительного аппарата.
- Развитию концентрации и координации движений глаз.
- положительному влиянию на общее психоэмоциональное состояние ребенка, его работоспособности.
Практическая значимость
У детей повысилась способность оказывать помощь другим людям, друг другу.
При обращении с другими детьми и взрослыми стали чаще использоваться вежливые слова.
Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
Повысилось активное участие родителей в жизни группы. Была оформлена выставка совместных работ с родителями «Наши добрые дела».
Также итогом является проект «В мире вежливости и доброты» и презентация проекта
Литература
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
2. Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. : Просвещение, 2006. 142 с.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под ред. Виноградовой А. М. М. : Просвещение, 1999. С. 37 - 40.
4. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание 2001. № 9. С. 18 - 27.
5. Николаева С. Н. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М. : Владос. 2007. 78 с.
6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с..
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 208 с.
Тема проекта «Вежливость все двери открывает»
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Сроки проведения: 2 месяца
Итоговое событие: Викторина «Школа вежливости»
Предпосылки к определению цели детьми: письмо от Мальвины с просьбой помочь перевоспитать Буратино.
Цель детей: помочь Буратино выучить вежливые слова
Задачи проекта
направления развития задачи
воспитательные
развивающие обучающие
физическое Воспитывать волевые качества личности ребенка. Развитие координации движений и ориентировки в макропространстве.
Способствовать повышению силы, эластичности, тонуса глазных мышц, мышц век, снятию переутомления зрительного аппарата.
Приучать к выполнению действий в соответствии с заданием или звуковым сигналом
социально-коммуника-тивное Воспитывать самостоятельность и инициативность детской деятельности.
Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разной возрастной категории, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию ближнего. Совершенствовать навыки вежливого и воспитанного обращения к собеседнику, умения употреблять вежливые слова и фразы в обиходной речи.
Формировать игровые навыки для развития сюжетов игр «Семья», «В театре», «В гостях у друга» Продолжать знакомить детей с проектной технологией на основе закрепления знаний о нормах и правилах поведения. Способствовать усвоению норм и правил поведения в обществе, умению взаимодействовать со взрослыми и детьми и решать возникающие проблемные ситуации.
Развивать творческое мышление и воображение через игры по системе ТРИЗ ( ситуации:«Три медведя» (по типу «А что было бы, если…»; «Невоспитанная Маша», «Представьте, что вы …» (прием эмпатии)
познавательное Воспитывать бережное отношение и любовь к друзьям, родителям и родственникам, к книгам и используемым предметам.
Продолжать работу по формированию представлений о воспитанности, вежливости, доброте. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире.
Развитие воображения и творческой активности.
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, наблюдатель-ности, способности анализировать, выделять существенные признаки явлений социального мира.
Способствовать нравственному росту детей.
закреплять умение быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками. Формировать навыки построения алгоритма действий при осуществлении проектной деятельности.
Формирование познавательных действий, становления сознания детей.
Формирование и закрепление понятий о культуре поведения в социуме.
художественно-эстетическое Воспитывать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.
На примере литературных героев развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и общества, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, в том числе героев литературных произведений.
Формировать умение отражать в рисунках мораль литературного произведения, создавать сюжетные композиции.
речевое Воспитывать интерес к книгам. Продолжать обогащать словарь детей словами и выражениями словесной вежливости.
Развивать связную монологическую и диалогическую речь через использование приемов ТРИЗ (эмпатию, воображаемую гипотезу). Формировать умение самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить прощения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты.
Упражнять детей в умении рассуждать, применять свои собственные умозаключения.
План изменения образовательной среды
центр развития предметы деятельности
готовят педагоги готовят дети и (или) родители
художественно-речевая деятельность Иллюстрированные издания литературных произведений
В. Осеевой «Три товарища», «Волшебное слово», «Просто старушка»
В. Катаева «Цветик-семицветик»
Т. Шорыгина «Вежливые бельчата», «Упрямый бельчонок», «Как попугай Таню вежливости научил», «Ура!Гости!», и д. р.
Чтение произведений, ситуативных рассказов.
Рассматривание иллюстраций.
Словесная игра «Словарь вежливых слов», «Вежливо-невежливо»
Чтение стихов «Здравствуйте», «»Очень вежливый индюк», «Доброе утро!», «Вежливый Коста», «Вредный совет».
Проведение викторины о вежливости «Детское сочинительство – сказки о вежливых словах.
Изготовление детской книжки.
Подбор пословиц и поговорок о хорошем воспитании, вежливости и культуре поведения
Беседы по содержанию пословиц «Вежливость все двери открывает», «Доброе слово и лед растопит», «Слово жжет хуже огня»
Изобразительная деятельность Рисование по сюжету рассказа-ситуации «Как попугай Таню вежливости научил»
Создание альбома «Правила культуры поведения» Подготовка атрибутов к сценке «Как дети больного Диму навещали».
Сбор иллюстративного материала для плаката.
Изготовление карточек со знаками: хорошо-плохо»
Сюжетно-ролевые игры Рассматривание плакатов «Как правильно вести себя в транспорте», «Правила культурного поведения в общественных местах»
Обучающие беседы-ситуации «Друзья поссорились», «Кого ждут в гостях», «Три медведя» Привлечение детей к сервировке стола.
Домашнее задание: решение предложенных ситуаций
Атрибуты к сожетно-ролевой игре «Семья», «В театре».
Музыкальная деятельность Подборка детских музыкальных произведений: «Песенка о доброте» (из мультфильма о коте Леопольде, «Вежливая песенка» (из спектакля «О невоспитанном мальчике Алеше»
Разучивание текста песни Шаинского «Улыбка», «Если добрый ты»
Заучивание приветствия «Доброе утро» Разучивание текста песни «Вежливая песенка»
Игротека Изготовление схем по работе над детским проектом
Разрезные картинки
Разучивание правил и действий игры «Ручеек»
Словесная игра «Что будет, если…»
Настольная игра «Правила этикета» Раскрашивание контурных картинок по теме
Уголок для родителей Оформление выставки совместных работ с родителями «Наши добрые дела»
Этапы проекта
№ п/п этапа Этапы проекта, их цель
1. • Организационный (1 неделя)
Цель:
1. Обеспечение образовательного процесса для социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста
2. Изучение и подбор и анализ методической литературы по теме проекта
3. Создание условий (для сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических игр)
4. Разработка технологии работы над проектом.
2. • Содержательный (1,5 месяца)
Цель:
1. Проведение педагогической работы по социально-коммуникативному развитию у детей старшего дошкольного возраста.
2. Внедрение проекта в практическую деятельность
3. Организованная образовательная деятельность
4. Режимные моменты (беседы, дидактические игры, народные игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, разучивание и пение песен)
5. Самостоятельная деятельность (настольно-печатные игры, рисунки детей, рассматривание наборов плакатов, рассматривание книг по теме)
6. Взаимодействие с родителям
3. • Результативный (неделя)
Цель:
1. Провести анализ проводимой работы, её результативность, определить перспективность темы.
2. Проведение итогового мероприятия: Викторина «Школа вежливости»»
3. Мониторинг результативности проведенной работы по формированию культуры поведения, посредством (детской) проектной деятельности детей.
Технология работы над проектом
Этап
Содержание
1 Выявление проблемы (определение противоречия)
Нарушение взаимодействия детей с ровесниками, родителей и детей
2 Формулировка гипотезы (что нужно сделать для получения положительного результата) Создать систему эффективного взаимодействия родителей и детей
3 Постановка цели и определение задач Цель: обеспечение образовательного процесса для социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста
• Задачи:
• Изучить и подобрать методическую литературу по теме проекта
• Создать условия (для сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических игр)
• Разработать технологию работы над проектом
4 Определение вида проекта Вид : комбинированный, среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ
5 Создание условий для реализации проекта (подбор пособий, литературы)
Техническое оборудование (телевизор, аудио, ноутбук)
Пособия и атрибуты (анкеты, презентации)
6 Подбор форм и методов работы (планирование) НОД, чтение худ. литературы, рассматривание альбомов, анкетирование, родительские клубы, индивидуальные консультации, совместные творческие задания, наблюдения, игровые тренинги, консультации для родителей и педагогов
7 Реализация проекта
В совместной деятельности взрослых и детей
8 Получение конечного результата (итоговое мероприятие
Итоговое мероприятие: занятие «Добрые слова дороже богатства», викторина «Папа, мама, я – дружная семья»
9 Оценка эффективности (наличие заинтересованности и творческой активности участников проекта)
Определение уровня активности детей, оценка эффективности взаимоотношения между детьми и родителями с помощью наблюдения, анкетирования