Вера Анатольевна
Проектная деятельность «Я и мое тело» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Я и мое тело».
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: с 26.02-12.032018 г.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников: дети дошкольного возраста (6-7лет)
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Проектная деятельность „Я и мое тело“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность темы:
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы не только миропонимания, но и самопознания. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши?. - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Усвоение ребенком знаний о человеческом теле и организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости совей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней. Эти знания помогут детям осмыслить собственное существование среди других детей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками. Все, что будут учить дети, они станут применять в реальной жизни, на практике.
Мы хотим видеть наших детей активными, любознательными, умеющими ориентироваться в окружающем мире, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Ведь именно с дошкольного возраста закладывается заинтересованность в здоровом образе жизни, и эта проблема ЗОЖ является особенно актуальной в наше время.
Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.
Цели проекта :
1. пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать творческие способности;
2. формировать у детей основы гигиенической культуры;
3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей дошкольного возраста.
4. развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи проекта :
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Я и мое тело»
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
- Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта.
- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма.
- Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.
- Дать элементарные представления о значении органов чувств.
- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
- Развивать воображение и творческие способности детей.
Гипотеза образовательного проекта.
В результате целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по теме «Я и мое тело» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.
Принципы реализации проекта :
1. доступность:
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному
• частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
• интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
• создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Методы и приемы работы с детьми:
- наглядные (показ иллюстраций, демонстрация действий, наблюдение)
- словесные (разъясняющие объяснения, указания, пояснение, вопросы, словесная оценка результатов, анализ)
- практические, игровые (упражнения, дидактические игры, конструирование, экспериментирование)
Этапы работы над проектом
I этап – информационно-аналитическое, методическое обеспечение проекта.
Задача: Сбор и анализ информации, оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
2. Изучение педагогического опыта работы по развитию представлений детей о человеческом организме и его возможностях.
3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы).
4. Составить перспективный тематический план по теме проекта «Что я знаю о себе?»
5. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
6. Согласно задачам и содержанию определить формы организации.
7. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал, конспекты оод, презентации, мультфильмы, согласно задачам.
II этап – работа с детьми.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о человеческом организме и его возможностях.
1. Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
2. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.
3. Реализация цикла игр – занятий.
4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений.
6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов.
III этап – работа с родителями.
Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.
1. Подготовка консультативного материала для родителей.
2. Разработка домашних заданий для детей и родителей.
3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Ожидаемый результат проектной деятельности :
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
- сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
- повысился уровень познавательного развития.
- развитие творческих способностей.
- партнерские отношения родителей, и педагогов в совместной организации жизни группы.
Результаты:
- создание информационного материала для детей по разделам проекта.
- консультация и информация для родителей.
- применение на учебной практике правил созданных совместно с детьми.
- чтение художественной литературы.
- повышение интереса к собственному телу и организму.
- дети знают и применяют на практике правила для ЗОЖ.
Перспективный план проекта «Я и мое тело»
Социльно- коммуникативное развитие:
Беседы: «Береги своё здоровье», «Я и мое тело», «Вот я какой», «Мои ручки», «Мои ножки», «Я – девочка, я - мальчик», «Я расту», «Окошки в мир» (глаза, уши, нос, язык, кожа, «Полезные и вредные привычки», «Наши верные друзья», «Откуда берется грипп», «Почему болят зубы».
Дидактические игры: «Чем похожи», «Умею – не умею», «Чудесный мешочек», «На что похоже», «Кто быстрее достигнет цели», «Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди пару», «Угадай, кто это?», «Составь фигуру девочки (мальчика)», «Подбери одежду», «Кто больше знает о себе». «Найди такого же цвета (размера, формы)», «Узнай мое настроение по глазам», «Составь загадку», «Хорошо – плохо», «Узнай по голосу», «Определи по звуку», «Хорошо – плохо», «Угадай по запаху».
Опыты, эксперименты, наблюдения:
«Я назову, а ты покажи», «Слышу – не слышу», «Значение носа для речи», «Определи на вкус»,«Какая вода в стакане», «Как передаются микробы от человека к человеку», «Как микробы боятся мыла».
Сюжетно-ролевые игры:
«Аптека», «Больница», «Скорая помощь».
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр» ; Агния и Павел Барто «Девочка чумазая». Э. Мошковская «Обида», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», А. Дорохова «Молодой старичок», заучивание стихотворения «Силач» С. Е. Пермяка "О носе и языке", чтение К. И. Чуковский "Доктор Айболит", С. Михалков "Прививка", С. Баруздин "Руки", М. Лазарев "Знай своё тело",
«Загадки о частях тела человека», «Стихи о здоровье».
Познавательное развитие:
Организационно- образовательная деятельность :
«Где прячется здоровье» (приложение №1)
«Кровеносная система и сердце» (приложение №2)
«Наши помощники - органы чувств» (приложение №3)
«Органы дыхания» (приложение №4)
«Пищеварительная система» (приложение 5)
«Скелет и мышцы»(приложение №6)
Просмотр презентаций:
«Части тела человека», «Внутреннее строение человека», «Органы чувств», «Скелет и мышцы».
Речевое развитие:
«Части тела человека» (приложение №7)
«Человек, наше тело» (приложение №8)
Составление рассказов на тему «Что я знаю о себе»
Художественно- эстетическое развитие:
«Строение человека» (приложение №9)
«Я мальчик,я девочка»
Физическое развитие :
Тренинги "Ощути свои мышцы", "Попробуй взять и поднести ко рту яблоко, не сгибая руку в локте".
- Этюды «Штанга» (мальчики, «Красивая сосулька» (девочки, "Резиновая игрушка", "Фруктовый сад", "Память движений", "Создаём танец".
- "Минутки здоровья" : массаж спины «Дождик», массаж бедра «Дождик», массаж тела «Грибной дождик», массаж пальцев «Умывалочка», массаж лица «Воробей», массаж биологически активных зон "Колобок", дыхательные упражнения «К солнышку», «Гуси», «Паук», «Ворона", пантомимическое моделирование походки своих друзей, игры на формирование правильной осанки - «Едем в зоопарк», «Петушиный шаг», «Гимнастика для ёжика», «Восточный официант», подвижные игры, логоритмика.
Работа с родителями:
- консультация для родителей «Объем валеологических знаний детей 5-6 лет»;
- привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (сбор иллюстративного материала по темам раздела);
- информация для родителей: «Зарядка для глаз», «Поиграем с ушками» (массаж ушей, «Игры на формирование правильной осанки».
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста -СПбю: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-144с. 2. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье».Как работать по программе «Детство» : Учебно – методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. -СПб. : ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»; М. :ТЦ «СФЕРА», 2012.-176с. 3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы /авт. -сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград : Учитель, 2010. - 170с. 4. Шукшина С. Е. Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. - М Школьная Пресса, 2009. -96с. - (Программа «Я – человек».) –( «Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников» ; вып. 207).