Ольга Худякова
Проектная деятельность в первой младшей группе «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к проекту
«Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания…» - Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». (С. И. Ожигов)
Публикация «Проектная деятельность в первой младшей группе „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
«Патриотизм- не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство». (Г. Бакланов)
Национальная доктрина образования в РФ до 2015 (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) подчё ркивает:
Система образования признана обеспечить «Воспитание патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Дети - это будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны и залог ее будущего развития.
В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, героическую историю своей страны, славные даты даже недалекого прошлого. Все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Всё чаще, как не прискорбно это отмечать, мы становимся Иванами, не помнящими своего родства, своих исторических корней.
Педагогический проект в первой младшей группе на тему : «С чего начинается Родина»
Паспорт педагогического проекта :
Тема: «Формирование духовности, основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста»
Название проекта : «С чего начинается Родина?»
Вид проекта :
По доминирующей деятельности – познавательный (формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду)
Тип проекта :
По содержанию: информационно – практико-ориентированный
По числу участников: групповой
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.)
Участники проекта : дети 2-3 лет, педагоги, родители.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетической развитие
Актуальность проекта
Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.
Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в последних программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005 г. г. и 2006-2010 г. г.).
В них сказано: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину; узнав ее, стать подлинным патриотом.» (С. Михалков)
К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей.
За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о истории родного города; о значении семьи в жизни человека, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.
Проблема: Современные дети мало знают об истории родного края; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Итак, поиск путей решения описанной проблемы привел к созданию проекта «С чего начинается Родина?».
Цель проекта – формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для дома, семьи, детского сада и города;
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;
- Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность;
- Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду;
Принципы реализации проекта :
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принцип гумманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной стране, ее героях прошлого и настоящего с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Структура проекта. Реализация данного проекта осуществляется через цикл познавательной и творческой деятельности с детьми, взаимодействие с родителями, издание информационно-методического материала.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей 2-3 лет.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на психологическом, физиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с родным городом, детским садом в различных видах деятельности с детьми (образовательная деятельность, развлечения, творческая деятельность)
Выбор приоритетной формы работы зависит от интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Реализация данного проекта предполагает различные методы и приемы работы с детьми и формы работы с родителями, которые представлены в схемах №1 и №2.
В проекте представлены следующие тематические блоки:
- «Мой любимый детский сад»,
- «Я и мое имя»,
- «Мои друзья»,
- «Наши защитники»,
- «Моя мама»,
- «Моя улица».
- «Мой город»
Гипотеза: Если реализовывать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду
Предполагаемый результат:
Начало формирования основ патриотизма, любви к родному городу, детскому саду, семье.
Методы проекта :
Беседа, игровая деятельность, детское творчество, работа с родителями, развлечения.
Ход работы над проектом:
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный (постановка цели, разработка планов, определение методов).
Цель: организация и подготовка к работе по проекту.
План:
- Подобрать иллюстрации, картинки с родного города, детского сада.
- Подобрать сказки, стихи, о родном городе, детском саде, семье.
- Внести в книжный уголок книги, альбомы родном городе, детском саде и семье.
- Оформить выставку иллюстраций «Мой родной город».
- Оформить стенгазету «Мама, папа, я – дружная семья».
- Подготовка консультаций для родителей
- Подбор аудио-видео материала.
- Выставка книг и рекомендации родителям для чтения дома.
II этап: основной (работа с объектами проекта)
Цель: вызвать интерес детей к изучению истории родной страны, родного города путем формирования духовно-нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду; активизировать участие родителей в жизни детей.
План:
- Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
- Консультации для родителей о патриотическом воспитании в семье.
- Беседы на тему:
«Моя, группа», «Мои друзья», «Для чего человеку имя», «Что значит любить родителей», «Каждый при деле - мамины и папины помощники», «Мои друзья», «С кем я дружу», «Беседа с детьми о папе», «Беседа с детьми о маме», «Улица на которой я живу», «Город, в котором я живу».
- Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
- Рассматривание репродукции картины Васнецова «Три богатыря», рассматривание фотографий: «Наш город», «Улицы нашего города», пап, мам, родного города, детского сада.
- Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Репка» потешек «Расти коса до пояса», стихов о дружбе, стихов о мамах, бабушках,
- Разучивание потешек, стихов и песенок по тематическим блокам проекта,
- Слушание музыкальных произведений по тематическим блокам проекта,
-Просмотр мультфильмов по тематическим блокам проекта,
- Памятка для родителей : "Известные люди о воспитании любви к Родине».
- Просмотр мультфильмов о дружбе.
- Праздники:
«Праздник наших пап», «Мамин праздник»
- Рисование на темы: «Самолеты летят», «Красивое платье для мамы», «Моя улица»; «Герб моего города», конструирование на тему : «Дом в котором я живу», раскраски по теме проекта.
- Сюжетно-ролевые игры по тематическим блокам проекта.
- Театрализованная игра «Репка».
Работа с детьми по образовательным областям
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Беседа «Для чего человеку имя?»
Беседа «Что значит любить родителей?»
Беседы: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
Беседа «Город, в котором я живу».
Речевое развитие Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
Рассказы детей о членах своей семьи.
Заучивание потешки «Расти коса до пояса»
Заучивание стихотворений и потешек о зиме.
Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.
Беседы: «Мои друзья», «С кем я дружу».
Чтение и разучивание стихов о дружбе.
Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.
Беседа с детьми о папе.
Заучивание песен и стихов об армии.
Беседа с детьми о своих мамах.
Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках.
Художественно-эстетическое развитие Изготовление поделок из природного материала.
Выставка семейных фотоальбомов.
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Изготовление подарков для пап
Рисование «Самолеты летят».
Изготовление подарков для мам.
Рисование «Красивое платье для мамы»
Рассматривание фотографий с улицами города
Рисование «Моя улица».
Рассматривание фотографий «Наш город»
Рисование «Герб моего города»
Конструирование «Дом, в котором мы живем»
Социально-коммуникативное развитие С/р игра «Детский сад».
С/р игра «Семья»
Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».
Д/ и: «Ласковые слова», «Назови ласково».
Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»
С/р игра «Мы солдаты»
С/р игра «Дочки – матери».
С/р игра «Автобус»
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта :
Одним из важных условий успешного воспитания у детей основ патриотизма является работа с их семьями. Патриотическое воспитание (просвещение) родителей одно из крайне важных, но в то же время и одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями :
В совместной работе с родителями широко используются : консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечение, праздники, конкурсы.
1. Консультации, круглые столы, родительские собрания :
-Консультация: «Известные люди о воспитании любви к Родине»
- Родительское собрание «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
- Круглый стол «Патриот воспитывается с детства»
- Консультация: «Как научить детей охранять природу»
- Консультация: «Воспитание любви к родному городу в семье и в детском саду»
- Круглый стол: «Прогулки с детьми по родному городу»
- Консультация: «Совместный труд сближает взрослых и детей»
- Консультация: «Воспитание юного патриота в семье»
- Наглядная информация: «Как рассказать детям о ВОВ»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка патриотического воспитания.
3. Оказание помощи в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
4. Помощь в подборе литературы.
5. Пополнение уголка книги по теме проекта.
6. Анкетирование.
7. Беседы о значимости патриотического воспитания детей в ДО и семье.
Конкурсы, выставки, досуг, праздники плодотворно влияют не только на формирование основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста, но и также способствуют укреплению детско-родительских отношений.
8. Словотворчество с родителями «Сочини стих о дружбе», «Напиши рассказ о своей семье», «Презентация о родном городе».
III этап: заключительный
Цель: оформление результатов проекта.
План:
- Оформление фото коллажей.
- Творческие работы родителей и детей.
- Конкурс «Лучший рассказ о родном городе».
Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ, проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта.
Вывод: данный проект можно реализовывать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в реализацию активно включаются родители воспитанников.