Федорова Наталья
Проектная деятельность в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня проектная деятельность является одним из самых интересных, развивающих, значимых методов как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что проекты во всех сферах человеческой деятельности становятся универсальным инструментом, обеспечивающим последовательность, действенность и результативность.
Публикация «Проектная деятельность в образовательном процессе» размещена в разделах
Латинское слово «проект» означает «движение вперед». Прототип, идеальный образ предлагаемого или возможного объекта, состояния, а в некоторых случаях и план, идея какого-либо действия называется проектом.
Использование проектной технологии в дошкольном образовании значительно активизирует самостоятельную деятельность детей, способствует развитию творческого мышления, позволяет детям разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях и использовать эти знания для создания новых вещей, которые появляются в реальности.
В ее основе лежит идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на определенный результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). Решение проблемы в процессе проекта предполагает приобретение и применение необходимых знаний и навыков из различных образовательных областей, а также достижение практического результата.
Американский педагог Джон Дьюи впервые рассказал о методе проектов, а профессор педагогики Уильям Херд Киллпатрик продолжил эту тему. Он разработал «Систему проектного обучения» («метод проектов»). Суть его заключается в том, что дети работают с педагогом над выполнением своих собственных проектов и решают какие-то практические или исследовательские задачи в соответствии со своими интересами.
При организации проектной деятельности идеи и замыслы ребенка дошкольного возраста намного опережают его технические возможности.
В связи с этим педагогам необходимо оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместные занятия могут позволить детям и взрослым лучше понять друг друга и построить доверительные отношения.
Основной целью метода проектов в дошкольном образовании является развитие творческих элементов личности ребенка. Это определяется задачами развития дошкольников и задачами исследовательской деятельности, поэтому это один из перспективных методов, который способствует развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста. Основанный на личностно-ориентированном подходе, проектный метод формирует навыки сотрудничества в познавательной деятельности и развивает познавательный интерес учащихся к знаниям в различных областях.
Метод проектов формирует совместные познавательные навыки и повышает познавательный интерес дошкольников к различным областям знаний. Началом познавательной активности при реализации проекта становится разрыв между личным опытом и применением новых способностей в практической деятельности для решения проблем, обнаруженных в проекте, что позволяет детям проявить самостоятельность и креативность в проектном задании. Управление процессом развития нестандартного мышления детей со стороны педагогов реализуется за счет использования различных методов и техник для активизации интеллектуальной сферы детей.
В образовательном процессе дошкольных образовательных организаций проектная деятельность носит совместный характер, с участием детей старшего дошкольного возраста и воспитателей детского сада, а также родителей и других членов семьи. В то же время родители могут не только служить источником информации, но и оказывать реальную помощь и поддержку детям и педагогам в процессе проектной работы. Они могут становиться непосредственными участниками проектной деятельности, обогащать свой педагогический опыт, испытывать чувство сопричастности и удовлетворения от совместных успехов.
Проектная деятельность актуальна и высокоэффективна, поскольку она дает детям возможность экспериментировать и синтезировать свои знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, чтобы в будущем они могли успешно адаптироваться к школе.