Марина Туркина
Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе коррекционноразвивающей
образовательной деятельности, стимулирующей физическое, речевое, личностное и творческое развитие ребенка.
Информация о проекте :
«Забота о детях» – инициативы в рамках детских дошкольных и
общеобразовательных учреждений, направленные на воспитание
подрастающего поколения;
Название проекта : _Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе
коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ, Взаимодействие специалистов» размещена в разделах
физическое, речевое, личностное и творческое развитие ребенка через
реализацию программы «Мир вокруг нас!»
Цель и задачи проекта :
- Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов
ДОУ, как условие физического, речевого, личностного и творческого
развития ребенка
- Обозначить основные направления взаимодействия коррекционноразвивающей деятельности специалистов
- Разработать систему работы и формы взаимодействия в условиях
дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня
профессиональной компетентности специалистов и овладение
интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции
речевых нарушений
- Повысить родительскую компетентность в вопросах готовности детей к
школе; развить у родителей и детей навыки рефлексии; обучить родителей
эффективным способам общения (активное слушание, разрешение
конфликтов и др.); развить у взрослых и детей необходимые навыки
сотрудничества
География проекта : Московская обл., г. Дмитров, МДОУ №20, детский сад
«Аленушка»
Краткое описание сути и результатов проекта.
Проект : долгосрочный, групповой, творческий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители,
воспитатели старшей группы, специалисты МДОУ
Аудитория проекта : дети старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта :
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает
диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности
дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
У детей с отклонениями в речевом развитии при нормальном
интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и
входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и
воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая
отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня
обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая
связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается
ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая
заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная
смена настроения.
В связи с тем, что коррекционно-развивающая работа представляет
собой комплекс мер педагогического, психологического и логопедического
воздействия на личность ребенка, в нашем детском саду было задумано
создать модель внутренней коррекционной службы, куда входят педагогпсихолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре.
Задачи коррекционно - развивающей работы в детском саду тесно
взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию
психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие,
а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь.
К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в
школу, что требует определенной психологической готовности его к
школьному обучению.
В первую очередь наша работа направлена на становление и развитие
произвольности, причем не только в психомоторной сфере, но главным
образом, в интеллектуальной. Иными словами, ребенок учится управлять
своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять
мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой
базе мы начинаем работать над коррекцией и развитием речи,
познавательных процессов, творческих способностей детей.
Важная роль в развитии ребенка и тем более в психологической
готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим
принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его
интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют
самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные
потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться
к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению
к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка
неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию
между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече
с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы
интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста и их
родителей, получившей название «Мир вокруг нас!».
Содержание проекта :
Занятия проводятся в музыкальном зале – совместно с родителями и
детьми. Общее количество занятий – 10, затрагивающие следующие
лексические темы:
1. «Мир вокруг нас»
2. «Вот они какие, растения»
3. «Осень»
4. «Животный мир»
5. «Путешествие в зимний лес»
6. «В гостях у сказки»
7. «Зазвенела капель»
8. «Дом, в котором мы живем» («Путешествие на машине времени»)
9. «Человек» («Вот я какой»)
10.«Интеллектуальная викторина»
В соответствии со смысловым содержанием занятия была проведена
подборка музыкального репертуара, логоритмических и дидактических
упражнений, разработаны тематические презентации.
Продолжительность занятий – 40 минут. Оптимальное количество
участников – 20–30 человек. Периодичность встреч – 1 раз в 2 недели.
Структура занятия:
Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка»,
«основная часть», «рефлексия». Цель «приветствия» и «разминки» –
сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части»
ведущие продвигают группу к достижению цели, обозначенной темой
занятия. В заключительной части участники группы делятся своими
впечатлениями, прощаются. Каждое занятие содержит сменяющие друг
друга виды деятельности, что не дает детям почувствовать усталость. Цикл
занятий объединен единой сюжетной линией «Мир вокруг нас». Все виды
деятельности, присутствующие на каждом занятии так же подчинены одной
теме. Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы
невербального взаимодействия, музыкотерапия, логоритмика, пальчиковая
гимнастика, наглядное моделирование….
О результативности проведенных занятий можно судить по
следующим признакам:
возрастающий интерес к заданиям, выполняемым совместно
родителями и детьми;
увеличение заинтересованности не только в групповых
развлекательно – познавательных играх, но и в специальных
упражнениях, выполняемых в парах;
повышение активности участников занятий;
у родителей происходят значительные изменения во
взаимоотношениях с детьми.
Родители отмечают:
ощущение внутреннего спокойствия;
видят, какие задания вызывают у ребенка трудности в
выполнении;
стали лучше понимать своих детей;
усилилось принятие своих детей.
В дальнейшем планируется расширение лексических тем, выездные занятия,
в соответствии с заданной лексической темой (экскурсии в зоопарк,
ботанический сад, музей сказок и т. д., для получения наглядности и
эмоциональности проекта.
Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие
специалистов при коррекции речевых и личностных нарушений
способствуют эффективным, качественным изменениям в развитии детей,
профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в
области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей
деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка
педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы
и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
Интегративный метод очень важен в работе с дошкольниками. В связи с
увеличением потока информации, которую дети осваивают, возникла
необходимость в повышении качества образования, отхода от
трансформации традиционных занятий в “интегрированные”. Деятельность,
связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для
детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям. Более
длительное нахождение детей внутри определенного познавательного цикла,
усиливает эмоциональную включенность детей. Позволяет взглянуть на одно
и то же событие, явление с разных сторон, что дает целостное представление
о нем. При таком подходе происходит слияние логического и образного
мышления. Целостным становится представление детей об окружающем
мире.