Папки-передвижки

Проектная деятельность в ДОУ

Татьяна Храмова
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

• Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

• Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция:

частичная интеграция;

полная интеграция;

метод проектов :

форма организации образовательного пространства;

метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Презентация проекта

4. Подведение итогов – определение задач для дальнейшей работы.

В настоящее время проекты классифицируются :

1. по составу участников;

2. по целевой установке;

3. по тематике;

4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческойличности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

• «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

• «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

• «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

• «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

• «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;

• «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);

3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» проекте участвуют все педагоги);

4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);

5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);

6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности :

1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2. потребности в создании собственной картины мира;

3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :

1. выявить проблему;

2. самостоятельно искать нужное решение;

3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Социально - коммуникативное развитие:

• развитие самопознания и положительной самооценки;

• овладение способами внеситуативно-личностного общения;

• высокий уровень коммуникативной компетентности;

• осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

• развитие осознанного отношения к своему здоровью;

• формирование потребности в здоровом образе жизни;

• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Художественно - эстетическое развитие:

• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ. образов;

• овладение различными видами худ. деятельности;

• развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

Разделы программы Виды детской деятельности

Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т. д.

Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Социальное-коммуникативное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.

Права и обязанности в семье.

Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего, карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).

Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».

Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».

Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».

Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».

Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).

Художественно-эстетическое развитие Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».

Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».

Выпуск семейных газет.

Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)

Выставки «Семейное хобби».

Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».

Совместное посещение семьями театров.

Познавательное развитие Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Коллажи «Домашние любимцы».

Составление семейных альбомов «Комнатные растения», Дидактические игры: «Что растёт у нас на даче».

Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».

Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»

«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы

Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.

Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проектный метод в моей работе

Прогресс и развитие требует новой, творческой, активной позиции каждого гражданина. Начиная с первых ступеней образования – дошкольного, педагоги работают над реализацией этой задачи. Жизнь вносит в образование новые требования, новые педагогические технологии. Изучив литературу, выбрала для своей педагогической работы наиболее, на мой взгляд, приемлемую и эффективную технологию. Это проектная деятельность. Огромным плюсом этой технологии считаю тесную совместную работу педагога – детей – родителей. Родители становятся активными участниками. Дети выступают в роли равных …. Обучаются на основе естественной потребности в знаниях, являясь активным участником своего обучения, а не просто воспринимая информацию. В процессе работы тесно сочетаются все основные образовательные области: коммуникация, познание, социализация, труд, здоровье, музыка, художественное творчество и художественная литература….В работу включаются все органы чувств ребёнка, что способствует лучшему усвоению материала. Сотрудничество всех структур детского сада - поваров и медиков, педагогов предметников и инструктора по физическому развитию, планомерная, последовательная, продуманная работа всего коллектива приносит хорошие результаты.

Большое внимание в рамках проекта уделяется дифференцированному подходу. Учитываются как возможности каждого ребёнка, так и его интересы. Проектный метод помогает рассмотреть, проанализировать поставленные задачи в полном объеме, глубоко и всесторонне. Позволяет выдвинуть гипотезы и путём исследований подтвердить или отвергнуть их. Способствует проявлению творчества всех участников проекта. В результате которого рождаются альбомы, презентации, календари, рисунки и поделки. Конечно такой вид работы требует большой подготовки воспитателя. Он должен уметь соучаствовать в деятельности, общаться с ребёнком на равных. Обладать большим педагогическим опытом, огромным багажом знаний методов, приёмов в работе. Быть инициативным, ищущим и познающим, шагать в ногу со временем. Проектный метод также приемлем в работе лишь с подготовленными детьми, ясно, что трудно будет вести эту работу с малышами. Дети должны уметь рассуждать, анализировать, слушать товарищей, быть любознательными и инициативными. Думаю, что дети средней, старшей и подготовительной групп готовы к работе над проектами.

Мною разработаны и реализованы несколько проектов :

«Нравственное воспитание детей 3-4 лет»

«Проект по самообразованию на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

«Духовно-нравственное воспитание детей в первой младшей группе»

Публикации по теме:

Памятка «Проектная деятельность в ДОУ» Предлагаю вашему вниманиюБуклет "Технология проектно-исследовательской деятельности в ДОУ" Данный буклет как продолжение предыдущей публикации.

«Проектная деятельность в ДОУ». Презентация «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода.

Проектная деятельность в ДОУ Тема: «Проектная деятельность в ДОУ». Выполнила воспитатель старшей группы Змиренкова Анастасия Владимировна «Человек-это, прежде.

Консультация «Проектная деятельность» Общая структура проектной деятельности 1) Аннотация. Детство это совсем не маленькая страна, а огромная планета, где каждый ребёнок имеет.

Проектная деятельность «Мы — журналисты» Актуальность проекта: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем теории и практики речевого развития.

Проектная деятельность «Птицы» Актуальность проекта: В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся.

Проектная деятельность «Первоцветы» Экологический проект Первоцветы Краткое содержание проекта: Знакомство детей с первоцветами. Совместная деятельность родителей с детьми,.

Проектная деятельность «Радужный мир»Проектная деятельность «Радужный мир» В конце апреля в нашей группе прошла проектная деятельность "Радужный мир".Цель: Развитие детской эмпатии, творческих способностей, воображения.

Консультация «Проектная деятельность в ДОУ»Консультация «Проектная деятельность в ДОУ» Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога.

Презентация «Проектная деятельность в ДОУ» Проектная деятельность в ДОУ Первоначально о проектной деятельности подумал педагог-демократ, автор книг по психологии, философии, политики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 04:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Храмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД