Анна Федорова
Консультация «Проектная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Одним из средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, которую мы активно используем в нашей группе, является проектная деятельность.
Публикация «Консультация „Проектная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
Проектная деятельность обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку. Также способствует развитию личностных качеств, помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческий потенциал, умение планировать, работать в коллективе.
Решая в ходе проектирования различные задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать: декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе с одной стороны и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи с другой.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги ДОУ организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. В нашей группе мы реализовали ряд проектов, одним из наиболее успешных и запоминающихся стал проект о Новосибирске.
Проект «Я люблю Новосибирск»
Вид проекта : групповой, краткосрочный, открытый (в контакте с семьёй).
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о родном городе.
Актуальность: именно в дошкольном возрасте ребёнок начинает познавать окружающий мир. Патриотическое воспитание является одной из важнейших сторон общего развития ребенка. В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, любовь к родной семье, родному краю, городу, Родине, формируются этические представления.
Работая по вопросам формирования у детей основ гражданской культуры, социально-личностного и нравственного развития, мы пришли к выводу, что знакомство с городом, его достопримечательностями имеет большое значение в нравственно воспитании, чем больше ребёнок с детства будет знать о своей Родине, тем она ему будет ближе и роднее. В 2019 году наш город отмечал очередной юбилей – 125 лет со дня основания. В свете этих событий и был создан данный проект. Наш проект «Я люблю Новосибирск» посвящается малой Родине наших воспитанников.
Цель: Расширение знаний детей о своём городе через осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитание любви, уважения и привязанности к своей малой Родине. Воспитание эмоционально ценностного отношения к родному краю.
Задачи:
– Объединить в единую образовательную систему семью, детский сад, ближайшее окружение.
– Сформировать у детей бережное отношение к городу, его культурным ценностям, достопримечательностям, его историческому прошлому.
– Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.
– Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.
– Развитие личностных качеств ребёнка, позитивного отношения к родному городу, к его жителям, активности, любознательности. Развивать познавательные, творческие способности детей в процессе практических деятельностей, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
– Развивать коммуникативную функцию речи: обратить внимание на правильность построения предложений в рассказах о достопримечательностях города.
– Совершенствовать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.
Обеспечение проекта :
– методическое обеспечение: Литература: И. Фонякова «Новосибирск», Новосибирск книжное издательство, 1962 г. ; М. С. Коган "Мой Новосибирск родной» Новосибирск – 1991 г. ; «Новосибирск! Песня любви и добра» Сборник стихов и песен; Ю. Магалиф «Приключения городовичка» Новосибирское книжное издательство 1993 г. ; Н. Закусина «Мой город золотой» Западно-Сибирское книжное издательство 1983 г. ; «Новосибирские сказки» Новосибирское книжное издательство 2003 г.
– наглядный материал: фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Новосибирска, книги о Новосибирске, подборка стихов, песен, частушек, рисунки и макеты детей.
Техническое обеспечение: ноутбук; интерактивная доска.
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный:
Опрос детей о родном городе и его достопримечательностях.
Анкетирование для родителей.
Консультация для родителей «Как рассказать нашим детям о родном городе».
Сбор информации о достопримечательностях нашего города для презентации мини-проектов.
Привлечение родителей к сбору информации о достопримечательностях нашего города.
Организация выставки книг о Новосибирске.
2 этап – основной:
Беседа «Город на берегах Оби».
Рассматривание иллюстраций и фотографий о Новосибирске.
Мультимедиа о Новосибирске.
Привлечь родителей к оформлению сообщений о достопримечательностях города.
Чтение книги Ю. Магалифа «Приключения городовичка».
Подготовка к презентации «Достопримечательности моего города».
Подготовка к выставке творческих работ «С днем рождения, Калининский район».
Экскурсия в библиотеку имени Д. С. Лихачева.
Беседа после посещения библиотеки.
Предложить родителям сходить с детьми на экскурсию по достопримечательным местам Новосибирска.
3 этап – заключительный:
Выставка творческих работ «С днем рождения, Калининский район».
Организация в группе мини-музея «Мой любимый Новосибирск».
Презентация мини-проектов «Достопримечательности моего города».
ВЫВОД: Поставленные нами цели и задачи были реализованы: у детей был сформирован интерес к истории родного города, его достопримечательностям, желание узнать ещё больше, стремление рассказать о том новом, что они узнали в рамках проекта.
Организация выставки книг о Новосибирске в группе.
Посещение библиотеки им. Лихачева.
Экскурсия по улице Богдана Хмельницкого Калининского района
Из истории нашего города с использованием ИКТ
Знакомство с достопримечательностями Калининского района
Оформление выставки детского рисунка «С днем рождения, Калининский район»
Оформление в группе мини-музея «Мой любимый Новосибирск»
Презентация мини-проектов «Достопримечательности моего города»