Юлия Фокина
Проектная деятельность в детском саду «Экологическая тропа» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропа в детском саду» (средняя группа)
Актуальность.
Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду „Экологическая тропа“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень важно, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика, эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, знакомство на местном материале с разнообразием природы, практическая работа по формированию бережного отношения к природе.
Одним из актуальных и эффективных методов экологического образования и воспитания является метод проектов. Учитывая вышесказанное, было принято решение разработать проект по созданию на прогулочном участке группы экологической тропы. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу, где натуральные объекты выступают источниками познавательной информации. Для большей привлекательности экологической тропы ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, высадив лекарственные, редкие, исчезающие виды растений, характерные для данной местности.
Содержание и форма организации экологической работы с детьми заключается в проведении цикла занятий, экскурсий по экологической тропе, организации наблюдения и экспериментальной деятельности, уборке территории и уходе за посаженными растениями.
Экологическая тропа может использоваться во все времена года.
Цель проекта:
Воспитание экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи проекта:
-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение в зоне экологической тропы;
- систематизировать и расширить знания детей об окружающей среде - растениях, насекомых, природных явлениях;
- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.
- привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Сроки реализации проекта: 3 месяца (март – апрель – май) кто делает посадки для экотропы с марта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о ….
Подбор материала, методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.
Основной этап:
Осуществление поставленных задач, наработка методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.
Контрольный этап:
Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
Ожидаемые результаты.
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Формы и методы работы на экологической тропинке:
• познавательные беседы;
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• дидактические игры;
• экологические конкурсы, праздники;
• экологические акции (Скворушка, Покорми птиц зимой);
• чтение произведений о растениях, птицах и животных;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)
• совместная деятельность детей и родителей: экологические выставки и экспозиции; создание поделок и рисунков; оформление альбомов, газет;
• инсценировки, театрализации и т. д.
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложении. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей, выполняя задания педагога.
В состав экологической тропинки входят видовые точки (объекты экотропы, такие как:
Объекты экологической тропы
1. «Фитобар»
Цель:. Знакомить детей с приготовлением чая на основе лекарственных трав, их пользе для укрепления организма.
2. «Цветочная мозайка (цветник).
Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений
3. «Тетушка Липа»
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.
4. Летняя лаборатория.
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)
5. «Наш огород».
(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
6. «Кустарники».
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
8 «Волшебный лес» (ель,клен,сосна)
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.
9. Яблоня
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.
10. «Птичья столовая»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, формировать умения отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе.
11. «Лекарственная поляна»
Цель :знакомство с лекарственными растениями, закрепление знаний и умений по уходу за ними.
12. «Зона творчества»
Цель: развитие творческих способностей детей, умение запечатлеть увиденное в продуктивной деятельности детей, воспитание эстетической культуры.
13. «Зона релаксации»
Цель: предоставление возможности для психологической разгрузки.
14. «Пасека»
Цель: формирование знаний детей о жизни пчел и природных взаимосвязях. Познакомить детей профессией пчеловода. Развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы.
15. «Деревенское подворье»
Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом. Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.
16. «Лесная полянка»
Лесная полянка на территории детского сада способствует развитию у детей бережному отношению к природе, способствует развитию пространственного восприятия.
17. «Муравьишкин домик» Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; а также о насекомых живущих на участке; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса и других насекомых; воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым
18. «Во саду ли, в огороде»
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях и кустарниках (помидор, лук, морковь, редис, свекла, картофель, кабачок, укроп, петрушка, смородина, земляника и виктория, выращиваемых на нашей территории; обучение навыкам ухода за ними; формирование представления о значении овощей в жизни человека.
19. «Береза» «Клен» «Рябина»
Цель: дать детям знание об особенностях дерева, его значение для человека, и применение его в народной медицине, кулинарии и в промышленности и т. д.
20. Метеостанция
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, состоянием растений.)
Список использованной литературы.
1. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.
3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.
4. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М., 2003.