Ольга Демченко
Проектная деятельность «Давай дружить!»
Название проекта : "Давай дружить".
Тип проекта : социальный.
Пояснительная записка.
Актуальность темы проекта.
Дошкольный возраст- период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений между детьми.
Публикация «Проектная деятельность „Давай дружить!“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, сочувствию проявляется в разных жизненных ситуациях. И закладывать эти качества нужно в раннем детстве. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. И именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.
Основным условием воспитания доброжелательного отношения у дошкольников является:
- создание эмоционально- положительного климата в группе,
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Установление доброжелательных отношений способствует умению детей общаться: приветливо разговаривать друг с другом. Это можно показать на примере взрослых работников в группе и детском саду.
На четвертом году жизни большинство детей понимают и могут отличать хорошие и плохие поступки. Следует заметить, что не всегда у детей получается соответствовать правилам поведения.
Во вновь образующемся детском коллективе я обратила внимание на то, что происходит нарушение общения детей между собой. Появилось очень много конфликтных ситуаций, драк, обид, жалоб, дети проявляли нежелание считаться с мнением других, не могут долго находиться рядом друг с другом и играть дружно.
Эта проблема привела меня к созданию проекта под названием "Давай дружить!" Я считаю, что оттого как складываются отношения в группе между сверстниками, зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Чтобы обратить внимание детей в группе на проблему, которая мешает всем жить дружно между собой, мы подробно обсудили случившийся конфликт между детьми и попробовали найти решение этой ссоры. Я задала вопрос: что нужно было бы сделать, чтобы этой ситуации не было? А этой ссоры могло бы и не быть совсем, если.
Таким образом, определилась цель проекта :
- создание условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.
Для решения проблемы я поставила перед собой задачи:
1. Выработать систему мероприятий по формированию у детей представлений о дружбе и об элементарных нормах общения между сверстниками (оценивать поступки свои и друзей) с учетом новых требований ФГОС.
2. Способствовать созданию условий для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия между сверстниками.
3. Речевые задачи: расширение и активизация словарного запаса детей (дружба, друзья, взаимовыручка, взаимопомощь, сопереживание).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Упражнять детей в употреблении речевых форм вежливости (здравствуйте, добрый день, до свидания, спасибо и т. д.).
4. Закрепить навыки изодеятельности : продолжать учить детей правильно держать карандаш (фломастер, восковой карандаш, передавать в рисунке задуманное, развивать интерес к процессу рисования и его результату, вызывать положительные эмоции; в лепке закреплять представления детей о свойствах пластилин и способах лепки, учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями и выполнять простейшие поделки; формировать умение предварительно выкладывать на листе бумаги готовые формы, составляя задуманное изображение, формировать навыки аккуратно пользоваться клеем, развивать творческие способности
5. Задачи взаимодействия с родителями: вовлечь родителей в участие в проекте с целью повышения уровня компетентности в вопросе формирования у детей доброжелательных взаимоотношений в группе
Предполагаемые результаты:
1. У детей сформируются представления о дружбе и дружеских взаимоотношениях между сверстниками.
2. Дети приобретут навыки взаимопомощи.
3. Закрепятся навыки совместной игры.
4. У родителей сформируются представления о друзьях своих детей.
Участниками проекта стали : воспитатели, дети второй младшей группы, родители воспитанников
Срок реализации проекта : 2 месяца
В ходе проекта были использованы методы и приемы: игровые словесные, практические и наглядные
- беседы, рассматривание картин
- чтение художественной литературы
-заучивание стихов, стишков-мирилок
-игры
-художественное творчество: рисование, апплицирование, лепка
Я определила основные шаги по реализации проекта :
1. наблюдение за взаимоотношениями детей в течении дня, режимных моментах
2. подготовила информационную базу проекта
3. составила план работы с детьми
4. работа по внедрению плана
5. анализ результатов работы
На первоначальном этапе реализации проекта я провела коллективную беседу с детьми на тему: "С кем ты дружишь в детском саду?", "Кто твой друг?" В результате я выявила, что не у всех детей есть друг или подруга в группе, не все дети знают имена вновь прибывших детей. Чтобы обратить внимание детей друг на друга мы сначала решили познакомиться: рассматривали девочек и мальчиков в группе, характеризуя внешние признаки и отличительные особенности (длина волос, одежда, имена, любимые игрушки). Играя в дидактическую игру "Назови ласково", дети учились обращаться друг к другу по имени и ласково. Затем рассматривали альбомы с фотографиями детей группы, где они вместе с семьями (мамами. папами,.) отдыхают, играют, чем-то занимаются. Использование в своей работе игры "Чья фотография?" помогла детям находить в общем детском коллективе одного из сверстников. Использование картин для рассматривания "Новенькая", "Давайте познакомимся", из серии "Мы играем", помогли сформировать позитивное отношение друг к другу и дети научились выражать свои чувства и доброжелательно относиться к товарищам. Употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях и установление дружеских взаимоотношений способствовала дидактическая игра "Наши добрые слова".
Дети 3-4 лет уже могут оценить свой поступок и своего товарища, поэтому использование в работе дидактической игры "Хорошо- плохо" закрепило у детей определение хорошего и плохого.
Я считаю, что эффективным средством развития доброжелательного отношения у детей в группе являются театрально-речевые игры по сказкам. Чтобы привлечь внимание к театральной деятельности, я использовала к примеру персонаж зайки из сказки "Заюшкина избушка" и предложила ситуацию "Почему зайка плачет?" Дети с удовольствием обыгрывали знакомый сюжет сказки, и я заметила, что дети в результате стремились подражать хорошему, и противились плохому, и пользовались примером положительного героя в решении своих проблем.
Общение детей в детском коллективе не обходится без мелких ссор, возникающих в процессе совместных игр, т. к. не все дети умеют делиться игрушками между собой, могут стукнуть, обидеть друг друга. Наблюдая за играми детей, я увидела, что большинство не могут самостоятельно уладить возникший конфликт. Поэтому я здесь применила проблемную ситуацию "Почему плачет Маша?", "Кто обидел ежика?" Дети вспомнили такие волшебные стишки- мирилки, которые помогают помириться. Мы с детьми разучили новые стишки, после чего дети легко и самостоятельно использовали их в случае ссоры.
Я использовала в работе с детьми пальчиковые игры потому, что они очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры легко привлекали внимание детей и быстро отвлекали от ссор и обид друг на друга и помогали наладить совместную игру.
Беседуя с детьми на тему" Не будем ссориться" я спросила у детей: «С чем можно сравнить дружбу?» (с толстой веревкой, канатом). Что нужно сделать, чтобы наша дружба в группе стала такой же крепкой, прочной, как веревка. Как можно это проверит? Ребята взяли друг друга за руки. и так получился замкнутый круг - хоровод дружбы. Дети вспомнили и поиграли в знакомые им хороводные игры: "Карусель", "Ровным кругом", "Пузырь". В последующей работе с детьми я познакомила их с новыми хороводными играми, такими как: "Водят пчелы хоровод", "Матрешки", Я заметила, что хороводные игры сплотили и сблизили детей.
Обязательным компонентом в формировании доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Чтение таких произведений как: В. Маяковского"Что такое хорошо и что такое плохо", "Два жадных медвежонка", "Упрямые козы", "Два кота" С. Маршака, заучивание В. Берестова "Петушки" воздействовали не только на сознание.
Дети с удовольствием проявляли заботливое отношение друг к другу и с большим желанием участвовали в изготовлении "Подарков друзьям" : девочки дарили своим подругам летние шляпки, мальчики - рисовали воздушные шары для друзей, все вместе дружно отправлялись в путешествие на поезде.
Родители легко вовлеклись в проект и стали его активными участниками. Так как произошло обновление в группе детского коллектива, родители сами проявили инициативу в знакомстве с детьми, с которыми их дети пребывают в детском саду в течении дня.
Интерес родителей, с кем дружат их дети в детском саду, побудил меня к созданию группового альбома "Дневник друзей". Он включает в себя совместную беседу родителей с детьми дома о друзьях в группе с заполнением листа - анкеты "Давайте познакомимся"и совместная творческая деятельность "Нарисуй портрет друга, подруги".
Чтобы родители могли успешно помогать детям мириться в разных ситуациях вне детского сада я подготовила листовки со стишками- мирилками, которые можно учить дома и примирять детей.
Каждую неделю родители получали домашнее задание на выходные дни: заучить стихотворение, прочитать сказку и обсудить произведение.
Выпустила буклет для родителей "Скучно очень в ссоре жить, потому, давай дружить!".
По итогам работы по проекту можно сделать следующие выводы, что у детей сформировались доброжелательные взаимоотношения друг к другу в группе; Дети понимают значение слова дружба, знают, кто такие друзья и могут назвать своих друзей по имени и описать внешность (цвет глаз, волос, рост, назвать любимую игрушку или мультфильм). Я заметила, что участвуя в коллективных постройках из строительного материала "Теремок", "Кораблик" дети общаются спокойно, без криков, помогают друг другу. Небольшими группами могут рассматривать картинки, иллюстрации в книгах. Больше играют вместе дружно и делятся игрушками. Знают вежливые слова: здороваются при встрече - прощаются, уходя домой, проявляют заботливое отношение друг к другу (если кто-то заболел, если упал - то пожалеют).
Презентацией проекта стал выход детей в другую группу детского сада
"Идем в гости", с рассказами о своих друзьях.
В результате реализации проекта так же пополнилась развивающая среда дидактическими играми, демонстрационным материалом, появилась в группе картотека стишков- мирилок.