Валентина Петровна Козулина
Проектная деятельность студентов на педагогической практике в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в России вышел ряд пособий и статей для работников ДОУ по использованию проектного метода Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой, Е. С. Евдокимовой и др. Значение проектного метода в том, что дети, решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, приобретают способность сомневаться, критически мыслить. При этом ребенок переживает положительные эмоции: удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых, порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения.
Темочки:
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется :
- в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых;
- в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера;
- в старшем – переходит к сотрудничеству, где взрослые и дети общаются на равных.
Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка.
Проектная деятельность студентов на педагогической практике необходима для совершенствования профессиональных компетенций. В 2010 г. стартовал проект «Движение день за днем» с целью обеспечения двигательной активности детей разновозрастной группы ДОУ БРПК посредством создания вариативной физкультурно-игровой среды. Проект актуален не только для организации развивающей образовательной среды детского сада БРПК, но также для эффективного прохождения педагогической практики студентами на базе данного ДОУ. В настоящее время его руководителем является Брылёва Л. В., а исполнителями проекта - студенты секции дошкольного образования. Мы помогаем воспитателю организовать физкультурно-игровую среду в группе: освободить достаточное место для движений, распределить по группе оптимальное количество пособий, обеспечить их разнообразие и сменяемость.
Разновозрастная группа для детей дошкольного возраста, созданная на базе БРПК функционирует совсем недавно. Некоторые физкультурные пособия изготовили мы - студенты, обучающиеся по специальности «дошкольного образование» (ребристая доска, кольцеброс, дорожка для массажа стоп, мягкие набивные мячи и др.). Эта работа сейчас продолжается: мы ищем образцы физкультурно – игрового оборудования, которые интересны детям, а значит будут стимулировать их двигательную активность. Планируя физкультурные занятия и досуги с детьми мы используем физкультурно – игровое оборудование, изготовленное нашими руками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей малышей, соответствующих гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В 2011 г. на базе МДОУ № 112 «Сибирячок» стартовал проект студентки 51 группы Ткачевой Юли «Организация физкультурно-игровой среды в ДОУ как средство развития самостоятельной двигательной деятельности детей». Проект посвящен организации физкультурно – игровой среды в группе детского сада для успешной реализации физического воспитания и развития детей. Студенты, проходящие практику в этом детском саду, тоже включились в этот проект. Развитие и совершенствование движений у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в разных формах и с использованием различных средств. Практиканты создают определенные условия в конкретной группе, учитывающие интересы и потребности детей и способствующие обогащению двигательного опыта детей, разнообразию их игровой двигательной деятельности. Поскольку Юля сейчас уже выпускница нашего колледжа, ее работу продолжают студенты 41 группы, которые в настоящее время (2012 - 2013 уч. г.) проходят практику в этом же детском саду.
В 2013 г. студенты 41 группы начали работу над проектом «Мамочка моя – солнышко моё». Цель проекта : Формирование у детей доброго и уважительного отношения к мамам. Мы предполагаем провести с детьми в детском саду серию мероприятий: рассматривание семейного фотоальбома воспитателя; беседу «Мамы разные – нужны, мамы разные важны»; разучить подвижные игры наших мам (третий лишний, лапта, сломанный телефон и т. д.); предложить детям принести фотоальбомы своей семьи и составить рассказ о своей маме. В настоящее время идет подбор материала и разработка мероприятий. Первый результат этой работы – это выставка детских рисунков: «Портреты мам» в стенах колледжа в октябре 2012 г. ко Дню матери.
Студенты прошлых лет Лосева Валя и Шагдарова Оля изучили исследования кандидата искусствоведения Галины Дайн, автора книги «Лоскутные мячики из Хотьково». Изготовление красочных тряпичных мячей стало увлекательным занятием для студентов. Дармахеева Вика и Лосева Валя сшили красочную коллекцию лоскутных мячей для детей: попинуху, китайский мяч, древнерусский мяч, многодольный, восточный, который особенно поражает своей хитроумной конструкцией и имеет образное начало, напоминая красочное соцветие или созвездие.
При использовании этих мячей в работе с детьми должен работает принцип фасцинации по классификации Л. Д. Глазыриной (от англ. fascination – очарование). В настоящее время мы решили продолжить эту работу: Гранкина В. и Виноградова А., проходящие практику на базе детского сада БРПК разрабатывают проект «Мой веселый звонкий мяч», который вовлечет студентов-практикантов и дошколят в увлекательные игры с самыми разными мячами. Это работа – наша ближайшая перспектива.
Таким образом, использование проектной деятельности способствует реализации деятельностного подхода на педагогической практике и формированию у студентов профессиональных компетенций (психолого – педагогической, методической, организационной, исследовательской и коммуникативной).