Кристина Крайнова
Проектная деятельность с детьми «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
е напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой главной святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» -
В поле, в доме, в державе!
Актуальность проекта :
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся
Публикация «Проектная деятельность с детьми „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами,
остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-
батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом
провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом
поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый
по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.
Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметила, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу
всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том,
что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом
убрать созревшее зерно, размолоть и уже потом из муки испечь хлеб.
Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей,
Выращивающих хлеб.
В нашей стране относились к хлебу всегда по - особенному. Если человек в
чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях
растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же
действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до каравая.
Также проект ставит перед собой задачу: познакомить детей с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба.
Кроме этого проект призван обратить внимание на то, какими усилиями появился хлеб на нашем столе. Воспитать бережное отношение к хлебу.
Надеюсь, что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания.
Проект исследовательский, творческий.
Цель проекта : изучение и повышение уровня знаний и представлений детей о ценности хлеба.
Объект: развитие познавательной активности и патриотического воспитания детей.
Предмет: процесс формирования представлений о хлебе и практических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Я предполагаю, что уровень знаний и представлений детей о ценности хлеба повысится, если:
-педагоги дошкольного образования будут заинтересованными
руководителями процесса познавательного развития;
-познавательно развитие дошкольников будет организовано не только в
непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах;
- привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм, подбору пословиц,
загадок, стихов, песен по теме проекта и непосредственному участию в нём.
Исходя из гипотезы, в соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие
Задачи:
- сформировать систему знаний о приготовлении хлеба, дать представления о том, как выращивают хлеб;
- познакомить с последовательностью трудовых действий, народными традициями;
- приобщать детей к родной культуре;
- развивать чувство патриотизма к своей стране, краю, народу;
- учить ценить и любить нелегкий труд людей хлеборобов;
- развивать умственные способности, художественно-творческие
способности, печь.
- приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия
Предусматриваются следующие этапы реализации проекта :
Начальный:
- определение целей, постановка задач проекта;
- изучение методической литературы по проблеме;
- диагностическое исследование проблемы.
Продуктивный:
-планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности
участников проекта.
Результативный:
-проведение сравнительно диагностического исследования уровня знаний и представлений детей старшего возраста о ценности хлеба.
-анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы
Перспективный:
-обобщение опыта, планирование и диагностирование дальнейшей работы.
-разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
со стороны детей:
-сформируются понимание. важность и уважение к труду хлебороба;
-расширится кругозор детей о злаковых культурах, о ценности и пользе хлеба;
-повысится потребность применять трудовые навыки на практике
-дети познакомятся с процессом получения хлеба от зернышка до каравая.
со стороны родителей:
-сформируется понимание необходимости создания условий для развития
познавательной деятельности детей;
со стороны педагогов:
-возможность использования данного проекта в работе педагогов МАДОУ
Участники проекта : дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.
Место проведения: детский сад комбинированного вида №11 «Подковка»
Продолжительность: среднесрочный 2015 учебный год.
Реализация проекта предполагается в нескольких направлениях:
1. С детьми намечена следующая работа:
-диагностика детей для выявления знаний по теме проекта;
-непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми;
-совместная и самостоятельная деятельность детей;
- игры;
-праздники и развлечения;
- пересказывание сказок;
-театрализованные представления.
2. С родителями намечена следующая работа:
-подготовка рекомендаций для родителей «Как научить ребенка бережно относиться к хлебу»;
-проведения конкурса «За самоваром» на лучшую выпечку или блюдо, приготовленное родителями;
-организация и проведение конкурса поделок из соленого теста «Папа,
мама, я – творческая семья», выполненных совместно родителями и детьми;
- выпуск буклета «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в
домашних условиях» с рекомендациями для родителей.
3. С педагогами намечена следующая работа:
-памятки;
-обмен опытом в виде просмотра проекта.
Перспективное планирование детских видов деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной
Деятельности - двигательная
Подвижные игры:
«Калачи»;
«Воришки-воробьишки»
«Принеси колосок»
«Колоски, колоски, соберитесь во снопки»(по
названному числу»
Физкультминутки:
«Каравай»
«Едем в поле»
«Вырастай колосок»
Пальчиковая гимнастика :
«Месим тесто»
«Колосок»
«Поможем бабушке»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
«Дом, который построил Джек»
«Гуси, гуси»
Игровая деятельность
Словесная игра: «Узнай по описанию»
«Назови разные блюда из круп»
«Вершки и корешки»
Дидактическая игра:
«Найди лишние продукты»
«Сложи правильно»
«Золушка» - посчитать зерна, выложить из них
цифры.
«Что в поле растет» - лото
«Почемучка»
«Угадай, что в мешочке»
«Разложи по порядку»
«Сложи колосок»
«Чем пахнет магазин»
«Угадай на вкус»
«От зернышка до каравая»
Сюжетно-ролевая игра:
«Хлебозавод»
«Семья»
«Пекари»
«Магазин»
«Булочная»
Продуктивная деятельность
1. Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого
теста, оформление готовых изделий, раскладывание
их на одноразовые тарелочки
2. Выкладывание орнамента из круп, зерен
3. Рисование:
«Золотая нива»
«Украшаем каравай»
«Откуда хлеб пришел»
4. Аппликация:
«Колоски в вазе»
«Вкусное пирожное»
5. Рассматривание иллюстраций. Репродукций с
картин известных художников с изображением
уборки зерна и выпечки хлеба
И Шишкин «Рожь»,
И Машкова «Снедь Московская. Хлеба»
6. Составление коллажа «Берегите хлеб»
7. Изготовление корон для девочек «Золотая рожь»
Коммуникативная Отгадывание и составление загадок:(смотри в
приложении)
Беседы о хлебе :
«Как превратить зерно в муку»
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
«Пшеница»
«Рожь»
«Овес»
«Военный хлеб»
«Почему нужно беречь хлеб?»
«Умные машины работают дружно»
«Кто помогает хлеборобам заботиться о хлебе?»-
показать значимость и других профессий
Рассматривание тематических альбомов, слайдов,
иллюстраций о хлебе и беседа по содержанию
Ситуативный разговор:
«Как и какие твоя бабушка печет пироги, блины»
«Что делать, если хлеб высох»
«Как разделить угощение?»
Чтение художественной литературы
Сказки:
«Крупеничка»
«Колосок»
«Петушок- золотой гребешок и чудо меленка»
«Сказка о пшеничном зернышке»
«Сказка про чудесное зернышко»
«Легкий хлеб»
«Мальчик с пальчик»
«Мужик и медведь»
«Петушок и два мышонка»
Рассказы
С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый…»
К. Паустовского «Теплый хлеб» «Дом зерна»
А Толстой «три калача и баранка»
Э Шим «Хлеб»
Я Ким «Хлеб ржаной»
А Прокофьев «Каравай»
Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,
В Крупин «Отцовское поле»
Ю. Ванаг «Хлеб,заработанный своими руками»,
А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,
Дацкевич «От зерна до каравая»,
Заучивание стихотворений:
В. Данько «Откуда хлеб пришел»
В Степанов «Полюшко-поле»
П Руденко «Хлеб»
Заучивание пословиц и поговорок:
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной –
отец родной» и другие.
Просмотр мультфильма «Берегите хлеб»
Знакомство с закличками, потешками
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Наблюдение за тем, как температура влияет на
поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус
получившееся булочки.
-Рассматривание и сравнение зерен (рожь, пшеница,
ячмень, овес)
-Наблюдение «Здравствуй,росток!»- вызывать
интерес к тому, что в земле все семена и зерна дают ростки.
-Проверка зерна на зрелость (наблюдение(1- по цвету
колосков,2-если колосок потереть в ладошке и он
упадет -значит зерно созрело)
-Подсчет зерен для высевания: из расчета 10 зерен на горшочек
2. НОД по познанию
«Откуда хлеб пришел?»
«Как мы будем беречь хлеб?»
«Хлеб – всему голова»
«В каждой крошке хлеба – труд»
«Пекарь, кондитер – кто это?»
«С помощью каких орудий труда растили хлеб в
старину»(серп, коса, соха, борона)
3. Презентация
«Любимые русские пироги»(кулебяки, расстегаи,
курники, рыбники и другие)
4. Коллекционирование фотографий с различными
видами хлебобулочных изделий
Трудовая Посев семян 3-х зерновых культур (пшеница, рожь,
овес»
Полив, прополка.
Измельчение зерен в муку в кофемолке
Замешивание теста. Обмолотить зерно, провеять
Здоровье Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему «Бывает ли хлеб опасным?» (от неправильного хранения) «Почему нельзя есть много пирогов, тортов, пирожных?» ,«Что такое диета?»
Музыкальная деятельность
Хороводные игры:
«Каравай»
«Земелюшка - чернозем»
«Урожай у нас хорош»
«Если нравится тебе, то делай так»
«Чик и Брик»
«Бояре, а мы к вам пришли»
«На чем весна пришла?»
Прослушивание и разучивание песен о хлебе.
Практическая значимость проекта.
1. Расширение интеграции игровой, познавательно – исследовательской,
коммуникативной деятельности детей.
2. Дальнейшее обогащение предметно – развивающей среды группы с
учётом различия познавательных интересов детей и их культурно –
образовательного опыта.
3. Активизация сотрудничества с родителями, направленного на создание
единого пространства развития ребёнка.
4. Возможность использования данного проекта другими педагогами.
Заключение
По моему мнению, проектная деятельность в нашей группе проходит очень
удачно. С целью повышения уровня познаний детей по данной теме я
осуществляю работу в разных видах детской деятельности : в процессе
художественно-эстетического развития (чтение художественной литературы,
музыка, театрализованная и изобразительная деятельность, во время
экскурсий и прогулок. Я предполагаю, что интегрированный подход
позволит повысить уровень знаний и представлений детей о хлебе,
проследить весь сложный и интересный путь от зерна до каравая. Мы
продолжаем создавать центры активности, где дети осознанно осуществляют
свой выбор и планируют свою деятельность. За время проектной деятельности дети узнали много нового и интересного. Запланированы и постепенно реализуются разные мероприятия по всем образовательным областям. С большим интересом активное участие в рамках данного проекта принимают родители наших детей. С воспитанниками мы продолжим работу по разработке правил поведения с хлебом и изображения их в виде
знаков, планирую провести экскурсию на хлебозавод для непосредственного
наблюдения за производственным процессом выпечки хлеба. Совместно с родителями пополняем экспонатами мини-музей «Хлеб- всему голова»,
готовим костюмы и атрибуты для разыгрывания сценок «Путешествие колобка», «Колосок», «Встречаем гостей пирогами».
Я уверена, что теперь дети знают, откуда берётся хлеб, как его сеют, убирают и пекут, знают, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, учёные, пекари, -чтобы утром, когда они проснутся, на столе всегда лежала свежая булка или каравай.
Список использованной литературы
1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и
др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.- 240с.
2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
- 144с.
3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках,
пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных
руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав. : Л. С.
Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 4-е изд., - М. :АРКТИ,
2006. - 96С.
5. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. - М. : Издательство
«Скрипторий 2003», 2011. - 160с.
6. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
7. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М. : Школьная
Пресса, 2000. - 32с.
8. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м. : ТЦ
Сфера, 2012. - 80с.
9. Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и
родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с
10. Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. - М. :УЦ
Перспектива, 2011. - 52с.