Ольга Худякова
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Защитники земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в подготовительной логопедической группе на тему : «Защитники земли Русской»
Паспорт педагогического проекта :
Тема:
«Формирование духовности, основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»
Название проекта : «Защитники земли Русской»
Вид проекта :
Темочки:
По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений об истории возникновения российского государства, его славных защитниках прошлого и настоящего)
Тип проекта :
По содержанию: информационно – практико-ориентированный
По числу участников: групповой
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.)
Участники проекта : дети 6-7 лет, педагоги, родители.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетической развитие
Физическое развитие
Актуальность проекта
Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.
Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в последних программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005 г. г. и 2006-2010 г. г.).
В них сказано: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину; узнав ее, стать подлинным патриотом.» (С. Михалков)
К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих. Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.
Проблема: Современные дети мало знают об истории возникновения Российского государства, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Итак, поиск путей решения описанной проблемы привел к созданию проекта «Защитники Земли Русской».
Цель проекта – формирование духовности, основ патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с историей возникновения нашего государства, ее славными страницам прошлого и настоящего, воспитание чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения Российского государства;
- познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
- познакомить с именами героев России, их подвигами;
- приобщать к словесному искусству;
- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;
- вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;
- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества;
- формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской;
- формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность и представление о героизме;
- раскрыть понятие «былинный богатырь»;
- изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов;
- развивать интерес детей к истории возникновения нашего государства, ее героям прошлого и настоящего;
-развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Былинные герои»;
-развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах и видах детской деятельности;
- развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество;
-осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Принципы реализации проекта :
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принцип историзма реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- принцип гумманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной стране, ее героях прошлого и настоящего с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Структура проекта. Реализация данного проекта осуществляется через цикл познавательной и творческой деятельности с детьми, взаимодействие с родителями, издание информационно-методического материала.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей 6-7 лет.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на психологическом, физиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с историей российского государства, его героями прошлого и настоящего в различных видах деятельности с детьми (образовательная деятельность, развлечения, творческая деятельность, праздники, спортивные досуги, викторины)
Выбор приоритетной формы работы зависит от интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Реализация данного проекта предполагает различные методы и приемы работы с детьми и формы работы с родителями, которые представлены в схемах №1 и №2.
В проекте представлены следующие тематические блоки:
- «История возникновения Руси»,
- «Былинные богатыри – первые защитники земли Русской»,
- «Великие князья Руси»,
- «Полководцы и герои»,
- «Навстречу Дню Победы» (герои ВОВ,
- «Защитники и герои современной России».
Гипотеза: Если реализовывать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса детей к истории своей Родины, ее героям прошлого и настоящего, чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
Предполагаемый результат:
Сформированные основы патриотизма, любви к своей Родине, основы знаний о ее героях прошлого и настоящего.
Методы проекта :
Беседа, игровая деятельность, детское творчество, работа с родителями, развлечения.
Ход работы над проектом:
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный (постановка цели, разработка планов, определение методов).
Цель: организация и подготовка к работе по проекту.
План:
- Подобрать иллюстрации, картинки с изображением быта древних славян, русского народного костюма, богатырей, богатырских доспехов, князей, полководцев, героев ВОВ, современных героев России.
- Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
- Внести в книжный уголок книги, альбомы о богатырях.
- Выучить с детьми стихи о богатырях, о русских воинах.
- Оформить выставку иллюстраций «Богатыри»
- Подбор аудио-видео материала.
- Выставка книг и рекомендации родителям для чтения дома.
II этап: основной (работа с объектами проекта)
Цель: вызвать интерес детей к изучению истории земли русской;
активизировать участие родителей в жизни детей.
План:
- Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
- Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.
- Беседы на тему:
«Россия родина моя», «Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» (из детской энциклопедии «В гостях у истории», «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Великие полководцы», «Герои ВОВ», «Дети – герои ВОВ», «Герои России»
- Рассматривание иллюстрации, картины о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха.
- Чтение былин, мифов, сказок А. С. Пушкина.
- Разучивание стихов, пословиц, песен.
- Памятка для родителей «Список книг о защитниках земли русской, рекомендуемых для прочтения детям»
- Просмотр мультфильмов о русских богатырях.
- Праздники:
«Праздник наших пап», «Мы помним эти дни…»
- Рисование, аппликация на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской», «Богатырский щит», «Богатырский конь»; «Боевые машины», раскраски по теме проекта.
- Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (щит, меч, шлем, кольчуг, танков, пушек.).
- Непосредственная образовательная деятельность на тему : «Великие полководцы».
- Театрализованная игра «Илья Муромец и Змей Горыныч».
- Викторины по темам проекта.
Работа с детьми по образовательным областям:
Образовательные области Содержание
Познавательное развитие
• Беседы на тему: «Россия родина моя»,
«Откуда мы родом», «Как жили славяне», (из детской энциклопедии «В гостях у истории», «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли», «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Великие полководцы», «Герои ВОВ», «Дети-герои ВОВ», «Герои современной России»
• НОД «Великие полководцы»
• Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
Речевое развитие • Беседа «Отличие сказки от былины».
• Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.
• Объяснение значений новых слов (предки, вороги, летопись, кольчуга, брамица, поручи, булава, колчан, богатырь, былина, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, оберёг).
• Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря».
• Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь».
• Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
• Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич» и др.
• Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
Художественно-эстетическое развитие
• Слушание композиции «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко»
музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)
• Рассматривание картин:
(«Витязь на распутье» В. Васнецов
«Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов
«Богатыри» В. Васнецова
«Три богатыря» В. Васнецов)
«Настасья Микулишна» Васильев (женщина богатырь, «Илья Муромец» Рерих.
• Танцевально-игровое творчество детей
• Разучивание песен
• Просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри»
• Слушание былины «Илья Муромец в аудиозаписи»
• Изобразительная деятельность на темы :
«Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской»
«Богатырский щит»
• Раскраски по теме
• Аппликация: «Богатырский конь»
• Лепка из теста «Жаворонки»
• Конструирование: «Сторожевая башня», «Крепость»
• Совместная деятельность взрослого и детей : рассматривание репродукций «Витязь на распутье» К. Васильев;
«Илья Муромец» Н. Рерих; Васнецов: «Три богатыря».
• Беседа о творчестве Васнецова.
Физическое развитие
• Подвижные игры: «Чья дружина быстрее соберется», «Не попадись», «Кто самый меткий?»
• Эстафеты: «Забрось палицу в логово Соловья разбойника», «Самый меткий (смелый)», «Состязание поединщиков», «Кто больше соберет камней»,
• «Сбей богатыря с коня (бой подушками)», «Перетяни богатыря»
• Досуг «Богатырские состязания»
Социально-коммуникативное развитие
• Сюжетно – ролевые игры: «Богатырские игрища», «Защитники заставы», «Крепость».
• Музыкально-театрализованное представление: «Илья Муромец и Змей Горыныч».
• Танцевально-игровое творчество детей.
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта :
Одним из важных условий успешного воспитания у детей основ патриотизма является работа с их семьями. Патриотическое воспитание (просвещение) родителей одно из крайне важных, но в то же время и одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечение, праздники, конкурсы.
1. Консультации:
- «Значение патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
- «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
- «Этапы, формы, методы патриотического воспитания дошкольников»
- «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
- «Патриотическое воспитание-залог успешной социализации ребенка»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка патриотического воспитания.
3. Оказание помощи в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
4. Помощь в подборе литературы.
5. Пополнение уголка книги по теме проекта.
6. Анкетирование.
7. Беседы о значимости патриотического воспитания детей в ДО и семье.
Конкурсы, выставки, досуг, праздники плодотворно влияют не только на формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, но и также способствуют укреплению детско-родительских отношений.
8. Словотворчество с родителями «Сочини пословицу о богатыре», «Напиши рассказ о великом полководце», «Герой ВОВ в нашей семье», «Презентация о герое России».
III этап: заключительный
Цель: оформление результатов проекта.
План:
- Оформление фотоколлажей.
- Творческие работы родителей и детей.
- Досуг «Богатырские забавы».
- Конкурс «Одежда богатырей».
Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группа ДОУ, проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта.
Вывод: данный проект можно реализовывать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в реализацию активно включаются родители воспитанников.