Елена Кузнецова
Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы «Изготовление русской народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы
«Изготовление русской народной куклы»
Цель:
Познакомить детей с технологией изготовления русской традиционной куклы и научить работать руками, развивая мелкую моторику рук. Развивать творческие индивидуальные способности.
Задачи:
1. Через игрушку познакомить детей с историей русской культуры.
2. Привить уважение к традициям семьи.
Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы „Изготовление русской народной куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Приобщить детей к русской обрядовой культуре.
4. Приучать к совместному труду со взрослыми.
5. Познакомить детей с новыми словами: «кукла-закрутка», «тулово», «оберег», «лоскут».
6. Активизировать словарь: «рукодельница», «льняная», «хлопчатобумажная», «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».
Методы и приё мы:
словесные: беседа с элементами рассказа воспитателем;
наглядные: иллюстративно-демонстративный материал (куклы, схемы т. п.);
практический: выполнение куклы-закрутки.
Форма работы: подгрупповая
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок : «Метелица», «Василиса Прекрасная».
• Чтение сказок Л. Н. Толстого: «Золотой ключик».
• Прослушивание колыбельных, русских народных песен.
• Рассматривание иллюстраций, презентации «Русская народная кукла», раскрашивание раскрасок с «народной куклой», дидактическая игра «Сложи картинку».
• Изучение основных приёмов завязывания узелков.
Оборудование:
для педагога: готовые образцы разных вид кукол; изделия народных ремесел;
для детей: белая ткань размером 20-20 см., белая ткань размером 10-20 см, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты, цветные шерстяные и хлопчатобумажные нитки, ножницы.
Наглядный материал:
1) цветные иллюстрации народных ремёсел (вышитые полотенца и посуда, русская печь, изба);
2) образцы изделий (куклы закрутки, люлечки);
3) схемы изготовления кукол закруток.
4) игровой персонаж: «Бабушка Забавушка"
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме с куклой.
Воспитатель :
- Здравствуйте ребята! Бабушка Забавушка приглашает вас в мастерскую.
Воспитатель : - Посмотрите в нашей мастерской есть русская печь, изба, посуда, полотенца. Раньше в давние –давние времена люди украшали своё жильё вышивали полотенца-рушники, плели коврики, делали деревянную, глиняную посуду, делали маленьких кукол.
Бабушка Забавушка приглашает вас детки рассмотреть выставку тряпичных кукол.
- Пойдёмте я вам покажу каких кукол делали в давние времена.
-Сейчас по играем в игру «Назови куклу»
-Посмотрите внимательно каких вы кукол видите?
Дети называют:
- Сонница-бессоница,
- Пеленашка,
- Стригушка,
- Кукла из ниток,
- Зерновушка,
- Кукла веник,
- День и ночь,
-Куклы лихорадки,
-Кукла на здравие,
-Кукла из ниток,
- Парочка
Воспитатель :
-Почему так названы куклы?
Кукла-оберег - пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Кукла оберег веник - помогала хозяйке "вымести сор из избы", сор из-за которого происходили ссоры, разлад в доме.
Кукла оберег День и Ночь - (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Куклы оберег– лихорадки - Двенадцать куколок, спелёнатые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.
Кукла оберег Зернушка - кукла, символизировала достаток в доме, оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка».
Кукла оберег Сонница -бессоница - ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. смеяться и плакать.
Кукла Парочка или Неразлучники - У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Куклу дарили молодым на свадьбе, как оберег семьи и брака.
Кукла Стрегушка- связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, травы.
Воспитатель : - Мама в поле выходила с маленьким ребёнком для того чтобы помогать убирать урожай. Ребёнку нечем было играть и поэтому делали куклу сригушку.
Кукла из ниток - из каких ниток делали кукол? Из шерстяных. А ещё какие бывают нитки? Хлопчатобумажные нитки.
Воспитатель : -Почему они без лица? (безликие)
Дети - тряпичная кукла безлика. Лицо не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Воспитатель : - давайте дети пойдём к мольберту и посмотрим, как мы с вами будем делать кукол. У нас есть схемы для их изготовления.
Рассматривая схему последовательности изготовления, уточняем:
• Какой формы лоскуток берём для туловища? Квадратный.
• Какой формы лоскуток берём для ручек? Прямоугольный.
• Какими ниточками перевязываем? Шерстяными.
• Что одеваем? Юбочку, платочек, фартук.
• На сколько узелков завязываем? Три.
• Как мы делаем туловище-тулово и руки кукле? Скручиваем в трубочку
• Каждый выбирает тот материал, который ему необходим для его куколки.
Воспитатель : - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу, которая будет украшать ваш дом, приносить радость, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?
А сейчас мы пойдём в мастерскую делать куколки. Подумайте какую куколку вы хотите сделать. Бабушка Забавушка будет смотреть как вы будете делать куколку.
Дети изготавливают куколку под тихую музыку (Летел голубь).
В процессе работы проводится
пальчиковая гимнастика «ДРУЗЬЯ-ПОМОЩНИКИ» :
У людей есть помощники, «други» верные.
А первый друг-то лошадушка.
А второй-то – то коровушка.
А как третий друг-то овечушка.
А четвертый друг - сера кисонька.
А как пятый друг - верный пёс Барбос.
Это наши друзья верные и помощники.
Воспитатель : - Все справились? Помощники были наши руки. Молодцы вы сегодня хорошо поработали в нашей мастерской.
- А подвести итог нашей работы в мастерской мне хотелось бы притчей.
ПРИТЧА
«О мудреце и хитреце»
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил
испытать его, так как был уверен, что он мудрее.
Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
- Скажи, о мудрейший, что у меня в руке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка.
- Тогда ответь мне, живая она или мёртвая? - спросил
хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка
живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её».
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Всё в твоих руках.
Воспитатель : -Действительно всё в ваших руках, которые прекрасно сегодня
потрудились. Пойдёмте сделаем хоровод вокруг бабушки Забавушки.
Бабушке Забавушке теперь не грустно - у неё есть подружки.
Дети рассказывают, кто какую куколку сделал.
Воспитатель : - Прежде, чем разойтись у меня есть для вас сюрприз. Я вам принесла цветочки и предлагаю каждому из вас обозначить свои впечатления, выбрав цветок и украсить им наряд куколки.
Цветок красного цвета - понравилось всё;
синий –хочу узнать больше;
жёлтый - заинтересовало, хочу сделать другую куколку
Воспитатель : -Вспомним из каких лоскутиков делали кукол? Туловище (квадрат) Руки? (прямоугольник) Что мы делали с квадратом и треугольником? (скручивали) У нас что получилось? (трубочка)
-Молодцы! Хорошо сегодня занимались и Бабушка Забавушка вам принесла подарок- куколку на счастье, чтобы она вас оберегала и приносила только счастье! Спасибо!