Заикина Татьяна Владимировна
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Защитники Земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей интереса к героическому прошлому своей страны.
Задачи:
Образовательные : познакомить детей с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Познакомить с этимологией слова «защитник».
Развивающие: развивать речь, мышление, память. Формировать патриотические чувства. Продолжать развивать познавательно-исследовательскую деятельность через дидактические игры. Развивать способность к самоконтролю.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе „Защитники Земли Русской“» размещена в разделах
Используемые методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: рассматривание репродукций В. Васнецова «Богатыри», В. Моторина «Ледовое побоище», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на куликовском поле»; экскурсия в Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник «Конный двор», проект «Защитники Отечества».
Словарная работа: народные былинные слова, Александр Невский, Дмитрий Донской, невская битва, «ледовое побоище», рыцари, А. В. Суворов, М. И. Кутузов.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: аудиозаписи музыкального сопровождения: колокольный звон, песня А. Гомана «Русский парень», «Богатырская симфония» С. Бородина, слайды с изображением снаряжений, картина П. Корина «Александр Невский».
Ход НОД:
Ребята заходят в зал и приветствуют гостей.
Вос-ль: Ребята, недавно вся наша страна отмечала праздник – День Защитника Отечества. А как по-другому можно назвать Отечество?
Дети: Родина.
Вос-ль: Правильно. А что такое, ребята, Родина?
Дети: Это место, где родился человек. Родина – это дом, где мы живем. Это наш родной город Сергиев Посад. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели.
Вос-ль: Правильно. Обратите, ребята, внимание на звучание слов: родня, родственники, родители, род, родные места. Все они созвучны со словом Родина. Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит. А как вы думаете, кто такие «Защитники отечества»?
Дети: Это те, кто оберегает, охраняет, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, танкисты, десантники.
Вос-ль: Молодцы! А вот в древние времена большую опасность для русской земли представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей Родины вставали русские богатыри.
Вос-ль: Каких русских богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга, Святогор, Ставр Годинович.
Вос-ль: Молодцы! А каких защитников отечества вы еще знаете?
Дети: Русские полководцы : А. Суворов, М. Кутузов, А. Невский, Г. Жуков.
Вос-ль: А вы знаете как произошло слово «защитник»? Послушайте, как оно звучит: ЗА-ЩИТ-НИК.
В старину не было такого оружия как в современном мире. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, мечей, и копий. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов – Защитниками. А сейчас обратите внимание на наш экран. Перед вами одежда и боевое снаряжение воина-защитника. Давайте посмотрим и назовем эти вещи.
Показ слайдов с изображением древних снаряжений.
Загадки о доспехах.
Дети: кольчуга, шлем, щит, колчан со стрелами, булава, копьё, топор, меч.
Вос-ль: Правильно, обратите внимание, ребята, на то, что все оружие было очень тяжелым. Какой можно сделать вывод из этого, какими качествами должен был обладать воин?
Дети: Древний воин должен был быть очень сильным, крепким и выносливым.
Вос-ль: «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве : в литературе, в музыке, в живописи, в кино. Это от того, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями и богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника родины. Ребята, предлагаю послушать вам отрывок из «Богатырской симфонии» С. Бородина и попытаться представить образ древнего воина – защитника.
Звучит отрывок С. Бородина «Богатырская симфония».
Вос-ль: Скажите ребята, как звучала музыка?
Дети: Сурово, мощно, мужественно.
Вос-ль: Каких воинов вы представили?
Дети: Богатырей сильных, мужественных, крепких, выносливых.
Вос-ль: Молодцы!
НА экране появляется изображение дуба.
Вос-ль: Ребята, посмотрите на экран, какое дерево перед вами?
Дети: Дуб.
Вос-ль: Появилось оно здесь не случайно. В древние времена, дуб, считался родовым деревом. И когда воин собирался на битву, он приходил к дубу, срывал с него листок, брал горстку земли, для того, чтобы вернутся домой, в родные места, живым и невредимым. И мы сегодня с вами тоже как в древние времена, проведем обряд поклонения этому могучему дереву, как это делали древние воины.
Физкультминутка.
У нас рос, дуб – дубок, вот таков, (встают из положения сидя)
Корень да его, вот так глубок, (наклон вперед)
Листья, да его, вот так широки, (руки в стороны)
Ветки да его, вот так высоки, (руки вверх)
Ах ты, дуб – дубок, ты могуч, (берутся за руки)
На ветру дубок, ты скрипуч, (руки вверх не расцепляясь, качаются)
Дай мне силы, отваги, добра, (руку правую на сердце)
Чтобы Землю родную защитить от врага!
Вос-ль: 1,2,3 – дуб листочки гостям подари!
На экране появляется репродукция П. Корина «Александр Невский».
Вос-ль: Ребята, перед вами портрет князя-героя Александра Невского, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Его девиз звучал так: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Через 700 лет в 1942 году, когда шла война с фашистами, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает А. Невского.
Народ любил Александра Невского за мудрость, смелость, силу и мужество. Трудное время тогда было. На Россию стремились напасть татары, монголы. Шведское войско высадилось на реке Неве, чтобы завоевать Новгород. Александр Невский со славами «Бог не в силе, а в правде» с дружиной внезапно напал на шведское войско и разбил его. Русские воины сражались мужественно, проявляя смелость, храбрость и отвагу. От названия реки Нева и стали называть Александра «Невским». История сохранила сведения и о сражении на Чудском озере. Озеро было покрыто льдом. Хорошо вооруженные рыцари, которые хотели завоевать нашу Родину, бесславно проиграли это сражение.
На экране изображение «Ледовое побоище»
Благодаря умелому командованию А. Невского русское войско одержало победу. Александра Невского помнят в нашем Отечестве до сих пор, называют его Солнцем Земли Русской.
Звучит колокольный звон. На экране Троице-Сергиева Лавра.
Вос-ль: Ребята, перед вами Троице-Сергиева Лавра. В честь кого она так названа?
Дети: В честь Сергия Радонежского.
Вос-ль: Многие воины-князья приходили к Сергию за благословением и за советом. Так князь Дмитрий Донской собрал большое войско на Куликовскую битву. Сергий благословил русских людей и сказал Дмитрию: «Иди, не бойся… Ты победишь». И Дмитрий Донской одержал великую победу над татарским войском. Много славных героев-князей было в давние времена….
Вос-ль: Ребята, мы с вами живем в современном мире, и в наши мирные дни у нашей Родины есть тоже защитники. Кто сейчас стоит на страже рубежей нашей Родины?
Дети: Это наша Российская Армия.
Вос-ль: Скажите, какие военные специальности вы знаете?
Дети: Артиллеристы, танкисты, моряки, радисты, десантники.
Вос-ль: Молодцы!
Сейчас мы с вами посмотрим на экран, где вы увидите нашу современную Российскую армию.
Звучит песня А. Гомана «Русский парень», на экране слайды о современных родах войск.
Вос-ль: Вот какая сильная наша армия. Ребята, а ваши дедушки и папы служили в армии?
Дети: Да! Служили.
Вос-ль: Ваши дедушки и прадедушки участвовали в ВОВ, и эта война закончилась победой советских войск над фашистами. Сейчас, ребята, я предлагаю вам и нашим гостям посмотреть еще раз на экран, чтобы увидеть фотографии дедушек и пап, которые служили в армии и воевали в ВОВ. Давайте посмотрим на наших героев.
Презентация о службе пап и дедушек в рядах российской армии.
По ходу презентации дети встают и называют своего папу или дедушку, проговаривая его Ф. И. О., звание и род войск.
Вос-ль: Ваши дедушки и папы уже отслужили в армии и сейчас считаются в запасе. А если потребуется защищать нашу Россию от врага, то все вернутся в армию. Когда наши мальчики подрастут, они пойдут служить в армию, будут нашими защитниками и защитниками нашего Отечества.
Итог занятия.
Вос-ль: Занятие наше подошло к концу, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Узнали о защитниках древних времен А. Невском, Д. Донском, как произошло слово защитник.
Вос-ль: Что значит любить свою Родину?
Дети: Это значит гордиться своей страной, любить ее, защищать и оберегать; быть достойным гражданином своей страны, своим старанием помогать процветанию и развитию страны, знать историю своего народа, уважать старших и слабых; быть добрым и честным.
Вос-ль: Сегодня мы с вами на занятии говорили о защитниках древних времен и современного мира. И в этих не простых событиях, которые выпадали на долю русских людей, всегда принимали участие наши деды и прадеды, которые не смотря ни на что шли и защищали свою Родину, своё Отечество. Воины всех времен всячески защищали Русь от нападения неприятелей. И богатыри земли русской, и Сергий Радонежский, и А. Невский, и Д. Донской были истинными патриотами и трудились для того, чтобы сделать жизнь на земле русской лучше, законы более справедливые, а людей более миролюбивыми. А мы с вами должны продолжать дело наших предков, любить и защищать нашу Родину, наше Отечество!