Юлия Назарова
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию
Разработала: Солодунова Ю. С.
Цитата по теме:
«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в не всего живого и прекрасного».
А. С. Арсеньев
Тема проекта: «Эколята –дошколята»
Актуальность проекта
Публикация «Проектная деятельность с детьми подготовительной группы „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
По поручению Президента РФ В. В. Путина Комиссией по экологической культуре и просвещению Федерального экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской
Федерации с 2015 г. начата разработка идеологии, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, любовь к государству. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей, начиная с дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, могут стать новые природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята – Дошколята». Одним из направлений развития нашего государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения.
Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.
Но как? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Данный проект направлен на воспитание ответственного отношения к природе, к людям, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях. В рамках реализации проекта воспитанники совместно с родителями и педагогами принимают участие в конкурсах по экологическому воспитанию на различных уровнях: детского сада, муниципальном, региональном, федеральном
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру; формирование у детей осознания необходимости сохранения, охраны и спасения природы родного края; развитие потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности; участие во Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектах «Эколята-Дошколята», «Эколята», «Молодые защитники Природы».
Задачи Проекта• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной
Новизна проекта
заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
В проект включены все ОО:
деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «Краски осени» Темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Хлеб», «Перелетные птицы», «Защитники Руси», «Символика России», «Мой дом», «Мой город», «Зима», «Ель-Новогоднее дерево», «Новогодний Калейдоскоп», «Зима. Птицы зимой», «Зимние Развлечения», «Я человек»,» Защитники Отечества», «Весна», «Звери и птицы весной», «Народные игрушки», «Космос», «Один дома», «Поведение на улице и на природе», «День победы», «Первые цветы, растения», «Насекомые», «Лето» 13.09.2020 - 31.05.2022 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, ноутбук, использование ИКТ технологии.
Участники проекта:
1. Дети и родители подготовительной группы (6-7 лет)
2. Воспитатели: Солодунова Ю. С
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
Вид проекта:
групповой, долгосрочной - 9 месяцев (13.09.2021- 31.05.2022)
Тип проекта…
познавательно-творческий.
Методы:
Наглядный: наблюдение, рассматривание иллюстраций, репродукций, книг, презентаций
Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
Практический: загадывание и отгадывание загадок, исследования, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.
Игровые: дидактические, спортивные, подвижные игры
Прогнозируемые результаты:
1. формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
2. повышение общей культуры ребенка;
3. формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
4. развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
5. расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Подготовительный этап:
Постановка целей, задач, определение направлений, объектов и методов исследования;
Формы работы по реализации проекта:
НОД по экологическому воспитанию. чтение; беседа; наблюдение; обсуждение; прослушивание тематических сказок и рассказов; задание; игра; просмотр фрагментов фильма «Эколята –Дошколята»; викторина; конкурс; встреча; прогулка; работа на природе; проведение опыта; экскурсия; тематическое мероприятие.
Реализация проекта
1. Изучение методических рекомендаций по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»
2. Знакомство воспитанников с образами сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Просмотр фильма «Эколята- молодые защитники природы»
3. Создание тематического уголка «Эколята – дошколята» (уголок природы со сказочными героями – эколятами)
Посвящение воспитанников в «Эколята- молодые защитники природы»
Речевое развитие
Продолжать работу по расширению словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Формировать представления о красоте природного мира, о положительном воздействии человека на этот мир; воспитывать чувство сопереживания природе, бережное отношение к ней;
• чтение экологических сказок, стихов о природе;
• отгадывание загадок о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, грибах, рыбах;
• разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
• слушание и отгадывание звуков природы;
• рассматривание картин с изображением природы;
• чтение экологических сказок, стихов о природе, рассказы о временах года, о явлениях природы, о живом мире
• Г. Скребицкий «Скоро зима», «На лесной полянке»
• И Бунин «Мороз»
• М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев»
• Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
• Г. Снегирев «Ласточка», «Жук»
• И. С. Соколов-Микитков «Гнездо»
• Н. Сладков «Домашняя бабочка»
• Экологические сказки о растениях:
• А. Лопатин «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает»
• М. Скебцова «Могучая травинка», «Сказка о маленьком кедре», «История одной Елочки»
• Экологические сказки о воде: «История одной капли», «Как Тучка была в пустыне», «Сила Дождя и Дружбы», «История маленького Лягушонка»
• Экологические сказки о грибах: М Малышев «Благородный гриб»,
• Э. Шим «Храбрый опенок»
• А. Лопатин «Грибная аптека»
• • отгадывание загадок о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, грибах, рыбах;
• • разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
• • слушание и отгадывание звуков природы;
• • рассматривание картин с изображением природы;
• «Человек не может жить без Природы» беседа
• тематические беседы «О мусоре.», «Правила поведения на природе» с презентацией;
• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу» презентация.
• разучивание с ребенком стихов о природе, разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
• Беседы: «Путешествие по глобусу», «Что было бы, если бы не было?», «День Леса», «День воды», «День Земли», «День Эколят», «День Солнца», «День эколога».
• «Источники загрязнения природы. Меры охраны»
• Тематические беседы «О мусоре.», «Правила поведения на природе»
• Знакомство с «Красной книгой» (презентация);
• Занятие по экологии «Враг природе – мусор!»
•
Художественно-эстетическое развитие
Побуждать детей к фантазии и творчеству. Вызвать у детей желание помогать в природоохранном процессе: беречь родную природу, реагировать на поведение окружающих относительно природы. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.
• лепка с использованием природного и бросового материала «Эколят»;
• аппликация «Золотая осень», «Весна красна»,
• продуктивная деятельность «Природа –чудесница» (рисование, лепка, аппликация)
• Рисование «Природоохранные знаки»,
• Лепка с использованием природного и бросового материала «Эколят»;
Познавательное развитие.
Поделки из бросового материала
• «Подари вторую жизнь»
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»
Конкурс рисунков
• «Золотая Осень»
• «Зимушка зима»
• «Зимние забавы»
• «Весенний букет»
• «Весна»
• «Экология и я»
• «Природоохранные знаки»
• «Дети против мусора»
• «Пожар - враг леса».
Социально – коммуникативное развитие
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам
Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в команде.
Элементарная трудовая деятельность.
• «Уборка сухих веток и травы на участке»,
• «Дежурство по столовой»,
• «Уборка на клумбе»,
• «Уборка в группе»,
• «Дежурство в центре природы»,
• «Ухаживание за цветами в группе»,
• «Ухаживать за растениями в экологическом уголке».
Формирование основ безопасности:
• Ситуация: «Каждому предмету свое место»,
• «Найди экологический знак»,
• «Подбери безопасный дом для птицы»
Беседы:
• «Почему нельзя ходить под дождем осенью?»,
• «Правила поведения по дороге в ДОУ»,
• «Правила поведения на участке ДОУ»,
• «Какие опасности таятся весной на улице?»
Сюжетно-ролевая игра:
• «Магазин полезных продуктов»,
• «Путешествие по огороду в любое время года»,
• «В деревне у бабушки»,
• «Путешествие по весеннему лесу»,
• «Магазин семян»,
• «В гостях у Лесовика»,
• «Путешествие вокруг Земли»,
• «Я –космонавт».
Настольно-печатные игры:
• «Кто, где живет?»,
• «Путешествие капельки»,
• «С какого дерева лист»,
• «Времена года»,
• «Половинки»,
• «Лего»,
• «Лото-Животные».
Дидактические игры по экологии:
• «Кто больше?»,
• «Земля и Солнечная система»,
• «Чудесный мешочек»,
• «Что это?».
Рассматривание иллюстративного материала:
• «Кто такие Эколята»
• «Вода в природе»,
• «Как вода работает на человека»
• «Планета Земля»
• «День Солнца»
Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам
Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в команде.
Физическое развитие Подвижные игры:
Развивать двигательную активность детей.
• «Ходят капельки по кругу»,
• «Земля, вода, огонь»,
• «Море волнуется»,
• «Лягушки и цапля»,
• «Удочка»,
• «Мяч лови – слово назови»
Работа с родителями:
• консультация «Учите ребенка уважать и любить природу»,
• «Почитайте детям книги о природе»,
• «Приобщение детей к природе в семье»,
• «Воспитание безопасного поведения детей в природе»
• Памятка для родителей «Прогулка в Природу»
• «Правила пожарной безопасности в лесу»
• -буклет для родителей «Берегите лес от огня»
• Конспект совместного (с детьми, родителями) мероприятия Игровая викторина «Что мы знаем о природе»
• помощь в подготовке материала для изготовления лэпбука- тематической папки по теме «Что такое -Экология».
Исследования, проведение опытов: ООД с элементами исследовательской деятельности
• «Сезонные изменения в природе»
• «Живые семена»,
• «посадка огорода на окне»,
• «высадка цветов в клумбу»,
• «посадка кустарников на участке ДОУ»,
• облагораживание прилегающей к территории ДОУ
Просмотр видеосюжетов:
• «Чему учит экология»,
• «Путешествие капельки»,
• «Вокруг земли»,
• «Моря и океаны»,
• «Спасем природу от мусора»
Просмотр мультфильмов:
• «Крот и транзистор»,
• «Про эколят- защитников природы»;
• «Ручеек»;
• Фиксики «В стране мусора».
Заключительный этап
Создание фотовыставки в рамках проекта - фотоальбом «Эколята-дошколята 2022г.»
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной, позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка. В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.