Светлана Анатольевна Климычева
Проектная деятельность по экологическому воспитанию младших дошкольников «Знакомство с золотой рыбкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве. Обращаясь к программным задачам, я остановилась на теме «Знакомство с золотой рыбкой».
Публикация «Проектная деятельность по экологическому воспитанию младших дошкольников „Знакомство с золотой рыбкой“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: среднесрочный -1месяц (18.01.2016-19.02.2016г.)
Участники:- воспитатели, - дети младшей группы, - родители.
Цель: Развитие устойчивого интереса к живой природе. Способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности.
Задачи:
• Дать представление о рыбке, как о живом существе, о том, что она нуждается в уходе и бережном обращении;
• Формировать умение выделять характерные признаки рыбки;
• Развивать интерес к живой природе;
• Создать условия для удовлетворения потребности детей в самовыражении в продуктивной деятельности;
• Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
- у детей сформированы элементарные представления о золотой рыбке;
- дети проявляют интерес к живым объектам природы;
- соблюдают элементарные правила взаимодействия с животными;
- проявляют активность и творчество в продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- подборка иллюстративного материала;
- подборка стихов, загадок;
- подборка подвижных, пальчиковых игр по теме;
- подбор материалов, атрибутов для дидактических и настольных игр;
- изготовление дидактического пособия «Аквариум с рыбкой»;
- составление перспективного плана мероприятий.
2. Основной этап:
Перспективный план мероприятий:
№ МЕРОПРИЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1. Игровая деятельность.
Формирование элементарных математических представлений:
- игры «Сравниваем рыбок» (большой – маленький, «Сколько рыбок в аквариуме?» (один – много).
Развитие конструктивной деятельности :
- «Соберем рыбку» (напольная мозаика-конструктор, «Подставка для аквариума» (крупный деревянный конструктор).
Ознакомление с природой :
- игры с природным материалом (рассматривание и сравнение камушков и ракушек);
Пальчиковое упражнение: «Покормим рыбок».
Дыхательное упражнение: «Бульканье».
Дидактические игры:
- «Собери золотую рыбку», «Найди домик для рыбки», «Чей это хвост?», «Кто где живет?», «Посели рыбок в аквариум».
Настольно-печатные игры:
- разрезные картинки;
- кубики с картинками;
- деревянные пазлы.
Подвижные игры:
- физминутка «Рыбки» - имитация движений рыбок;
- игры средней подвижности: «Найди рыбку», «Доползи до рыбки», «Достань до рыбки».
Образовательная область «Безопасность»
Игровая ситуация «Петрушка хочет поймать аквариумную рыбку». Воспитатель Климычева С. А.
2. Познавательное развитие.
Ознакомление с природой :
- визуально – осязательное обследование модели рыбки;
- экскурсия: «В гости к золотой рыбке» - рассматривание золотых рыбок в аквариуме, знакомство со средой обитания рыб (вода, песок, камушки, растения);
- просмотр видеофрагментов, отрывков мультфильмов о рыбках.
Образовательная область «Коммуникация»
-Рассматривание открыток и иллюстраций в книгах.
-Рассматривание и сравнение рыбок на картинках и в аквариуме.
-Рассматривание сюжетной картины «У аквариума» (наглядно - дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 3-4 лет В. В. Гербовой).
Интегрированное занятие для детей младшей группы на тему «Домик для золотой рыбки».
Занятие по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и художественному творчеству (рисование) во второй младшей группе
Тема: «Золотая рыбка»
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование:
- «Нарисуй чешуйки рыбке»;
- «Корм для рыбок»;
- «Водоросли в аквариуме»;
- «Посели рыбку в аквариум».
Лепка: «Покормим рыбку», «Камушки для аквариума».
Аппликация: «Рыбка». Воспитатель Климычева С. А.
3. Речевое развитие.
Образовательная область «Коммуникация»
-Цикл бесед с детьми: «Кто живет в аквариуме?», «Как ухаживать за рыбками».
-Составление коллективного рассказа о рыбке.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
-Чтение стихов, загадок о рыбках : «Рыбки» Е. Тихеева; «Где спит рыбка?» И. Токмакова и др.
-Беседа с детьми о поведении при наблюдении за рыбками. Воспитатель Климычева С. А.
4. Продуктивная деятельность.
Рисование:
- «Нарисуй чешуйки рыбке»;
- «Корм для рыбок»;
- «Водоросли в аквариуме»;
- «Посели рыбку в аквариум».
Лепка: «Покормим рыбку», «Камушки для аквариума».
Занятие (аппликация) в младшей группе по теме «Наблюдение за золотой рыбкой» Воспитатель Климычева С. А.
3. Заключительный этап
Коллективная работа: «Аквариум с золотыми рыбками».
Работа с родителями:
1. Оформление папки – передвижки «Ребенок в мире природы».
2. Анкетирование родителей.
3. Совместная подборка материала: стихов, открыток, фотографий.
4. Изготовить дома с ребенком поделку рыбки из бросового материала.
5. Изготовление «сухого» аквариума (модели аквариума).
Используемая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа – Волгоград : Учитель, 2012.
3. Ознакомление детей младшего возраста с природой : занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Т. Н. Зенина – М. : Педагогическое общество России, 2006.
4. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Е. В. Полозова – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж, 2007.
5. Парциальная программа «Юный эколог».С. Н. Николаева. 3-7 лет «Мозаика-синтез» 2016г.
6. Гиздатуллина А. М. «Рисуем и растём», Набережные Челны, 2007.
7. Колдина Д. Н., Игровые занятия с детьми 3-4 лет, Москва, 2011.
8. Павлова Л. Н., Сотникова В. М. «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования», Москва, Обруч, 2013.
Выводы:
В ходе проделанной мной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Экологическая культура - одна из острейших проблем современности. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.