Аревик Ажинова
Проектная деятельность «Нейропсихологические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
В настоящее время количество школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. Раньше основными причинами неуспеваемости в школе считались неправильное воспитание и проблемная социальная среда. В последние годы неуспешными оказываются и дети из вполне благополучных семей. И всё чаще хорошая успеваемость в школе даётся ребёнку ценой постоянных головных болей, проблем с желудочно-кишечным трактом или различных невротических проявлений.
Публикация «Проектная деятельность „Нейропсихологические игры и упражнения“» размещена в разделах
Один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает слоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детишек. Чаще всего школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой.
Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться хочет, но не может. В чём причина?
Одна из причин в том, что система школьного обучения в данное время не в полной мере соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям детей. Социальный прогресс, высокие темпы раз вития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные и психические особенности ребёнка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.
Другой причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
Работу с детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребё нка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Коррекционно-развивающие занятия необходимы как детям, не успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и детям, которые со школьной программой справляются, но в ущерб своему здоровью.
В связи с изложенными данными мною была составлена проектная деятельность для дошкольников, которым предстоит пойти в первый класс.
Структура проектной деятельности.
Срок реализации: апрель
Вид проекта : краткосрочный
Цель проекта : развитие важных психических функций, необходимые для успешного обучения в школе в процессе овладения нейропсихологическими играми и упражнениями.
Задачи проекта :
• развитие межполушарного взаимодействия;
• снятие эмоциональной напряженности;
• развитие мелкой моторики;
• развитие памяти, воображения, внимания; мышления;
Участниками реализации проекта : воспитатели, родители, педагог-психолог.
Основные направления реализации проекта : развивающее, познавательное.
Методы осуществления: Самая приемлемая форма для дополнительных занятий — это игра. Игра является ведущей деятельностью, начиная с младенчества. Именно в игре проявляются их характер, эмоциональные переживания, умение действовать по правилам. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «не успеха». Именно в игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки.
Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:
-работа с детьми (игры и упражнения);
-работа с педагогами (консультации, беседы, участие в занятиях);
-работа с родителями (консультации, беседы).
Ожидаемые результаты:
• Снижение тревожности, дети станут спокойнее и увереннее.
• Повышение мотивация к обучению.
• Развитие устной речи.
• Формирование логического мышления.
• Улучшение коммуникативных навыков.
Условия реализации. Занятия проводятся по 20-25 минут 1 раза в неделю. (2 упражнения за одно занятие). Очень важно при этом не входить в роль строгого учителя, а создать доброжелательную обстановку.
Принципы занятия
1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.
2. Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.
3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятельности.
Игры и упражнения
1. Числовой поиск. Развитие произвольного внимания и самоконтроля
Приготовьте заранее таблицу с числами от 1 до 100 и отдельные карточки с числами, тоже от 1 до 100. Числа в таблице располагаются в свободном порядке, некоторые числа отсутствуют. Ребёнку выдаётся от 2 до 50 карточек в зависимости от его подготовленности. Нужно по очереди посмотреть на каждую карточку и сравнить, есть ли такое число в таблице. Если есть, показать.
2. Найди и вычеркни. Развитие внимания, пространственного мышления, закрепление графического образа цифр
Приготовьте произвольно набранную «мешанину» из цифр и букв. Количество знаков зависит от возраста и подготовки ребёнка. Ребёнок должен найти и зачеркнуть все буквы перед цифрой 5 и все буквы после цифры 6. Цифры, а также их количество могут быть любые. Лучше всего брать цифры, которые менее упрочены у ребёнка (т. е. он их путает и / или долго вспоминает начертание, которые схожи по оптическому при знаку при написании, и цифры, которые ребёнок может отзеркалить.
3. Лишние буквы. Развитие зрительного внимания отработка образа слова
Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы. Степень искажения может быть разной. Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркнуть их, а затем прочитать текст. В тексте, который приведён ниже, нужно найти лишние буквы Р и Ж.
Боржья кожровржка,
Улежти нар жнебор,
Прринежси нам жхлержбар,
Чежрнорго и белоргож,
Тролькжо неж гжорежлогро.
А в этом тексте найти лишние буквы В и Н.
Сивнинчка, свининичнка,
Вонробьвю снествричнка,
Вноровбенй-ворнриншнка
Завлевз в амвнбаришнко
Клневанть пронсо
Тувпынм новсонм.
4. Лабиринт. Развитие зрительного внимания, самоконтроля
Предложите ребёнку, глядя на рисунок, помочь автобусу проехать в зоопарк, а на втором лабиринте помочь детям пройти на пикник. Желательно, чтобы сначала ребёнок проложил путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию (т. е. одними глазами, и только потом нарисовал путь карандашом.
Как автобусу проехать в зоопарк?
Как детям пройти через поле на пикник?
5. Учим словарные слова. Развитие воображения, ассоциативной памяти
Ребёнку часто сложно запомнить правильное написание орфограммы в словарном слове. Запоминать правильные буквы лучше всего, опираясь на те или иные образы. Сначала нарисованный образ обязательно проговариваем: «Корова говорит "ооооо"». Затем просим ребёнка закрыть глаза и представить эту картинку. И третий этап — нарисовать самому.
Ниже представлены примерные варианты слов. Придумывание опорных образов для других слов развивает воображение и ассоциативную память.
6. Чтение стихотворения под хлопки. Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции
Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голо сом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением). Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).
Зима недаром злится.
Прошла ее пора’.
Весна в окно стучится
И гонит со двора’.
(Ф. И. Тютчев)
7. Графический диктант. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания
Вариант 1. Ребёнок должен рисовать (не видя рисунок) по устно инструкции взрослого.
Вариант 2. Графический диктант «Наоборот». В этом варианте, по мимо развития пространственных представлений и внимания, идёт работа над повышением самоконтроля у ребёнка. Ребёнок должен рисовать по устной инструкции взрослого, но всё делать наоборот. Если взрослый говорит: «2 клетки влево», ребёнок рисует 2 клетки вправо. Если взрослый говорит: «Вверх», ребёнок рисует вниз и т. д.
Вариант 3. Предложите ребёнку рисовать, опираясь на зрительную инструкцию в таблице. Цифрами указано количество шагов, стрел кой — направление.
8. Объясни инопланетянам. Развитие речи, мышления (понятийных категорий, умения чётко излагать свои мысли
Ребёнок должен описать то или иное понятие так, чтобы у него вышло полное определение. Например: взрослый предлагает ребёнку объяснить инопланетянам, которые никогда не видели диван, что это такое. Сначала дети описывают диван так: «То, на чём сидят». Задавая на водящие вопросы и подсказывая прилагательные, нужно прийти хотя бы к такой версии: «Это предмет мебели. Бывает двухместный. Бывает из кожи, замши и т. д. Предназначен для отдыха и сна».
9. Рисование двумя руками. Развитие межполушарных взаимодействий
Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Черной стрелкой указано направление рисования левой рукой, серой — правой рукой.
10. Зеркальное рисование. Развитие пространственных представлений и снятие импульсивности
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любо, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
11. Услышь букву. Развитие слухового внимания, скорости реакции
Взрослый достаточно медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с условленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал.
Более сложный вариант включает работу над переключением, на пример: «На М хлопни, на Л топни».
12. Вообрази и дорисуй. Развитие воображения
Ребёнок должен дорисовать элементы так, чтобы они стали частью ка кого-либо рисунка. Предложите посмотреть на примеры и придумать свои варианты.
13. Логико-грамллатические задачи. Развитие логического мышления, понимания сложных грамматических конструкций
1) Предложите ребёнку решить данные задачи.
Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов
2) показывают два таких термометра? (10 градусов тепла.)
3) Мама купила четыре воздушных шарика, зелёного и красного цвета. Зелёных было больше, чем красных. Сколько шариков каждого цвета купила мама? (Три зелёных, один красный.)
4) Дети сидели на лавочке. В каком порядке они сидели, если известно, что Маша сидела справа от Сережи, а Серёжа, справа от Иры? (Маша, Серёжа, Ира.)
5) Катя и Наташа одинакового роста. Катя выше Оли, а Таня выше Наташи. Кто выше, Оля или Таня? (Таня выше Оли.)
6) Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей.)
7) Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (3 кг.)
8) Дима тратит на дорогу от дома до школы 10 минут. Сколь ко времени он потратит, если пойдёт вдвоём с сестрой? (10 минут.)
9) Сестре 5 лет, а брату 7 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 7 лет? (9лет.)
10) Петя и Света получили по четыре конфеты. Света съела две конфеты, а Петя — три конфеты. У кого осталось больше конфет? (У Светы.)
11) Что тяжелее: 1 кг ваты или 0,5 кг железа? (1 кг ваты.)
У Марины три карандаша: жёлтый, коричневый, красный. Можно ли сказать, какой самый короткий, а какой самый длинный, если известно, что жёлтый длиннее красного, а красный длиннее коричневого? (Жёлтый — самый длинный, а коричневый — самый короткий.)
14. Дутибоп. Повышение тонуса мозговой деятельности
Ребёнок и взрослый сидят или лежат на полу друг напротив друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Роль шарика может выполнять скомканный листочек бумаги или ваты. Шарик кладётся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По команде игроки начинают дуть, стараясь загнать шарик в ворота противника.
Другой вариант этой игры — «Рекорды», когда ребёнок соревнуется сам с собой. Ребёнок дует на шарик, стараясь с каждым разом про двинуть его как можно дальше. Результат каждой попытки отмечается, например, карандашом. Дополнительно можно попросить ребё нка чередовать вдохи: первый раз — вдох носом, выдох ртом, второй раз — вдох ртом и выдох ртом.
15. Запоминалочка. Развитие концентрации внимания, умения следовать
инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти
Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.
Улица.
Зелёная улица.
Зелёная улица с домиками.
Зелёная улица с красивыми домиками.
16. Копирование точек. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, концентрации и распределения внимания
Вариант 1. Предложите ребёнку скопировать точки так, как они рас положены на образце.
Вариант 2. Копирование цветных точек. Происходит переключение деятельности, в данном случае с одного цвета на другой.