Елена Французова
Проектная деятельность «Правильное дыхание — путь к здоровью ребёнка!» для детей с 1 года до 2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад Рябинка»
на тему «Правильное дыхание – путь к здоровью ребёнка!»
для детей с 1 года до 2 лет
Выполнила: Французова Е. Н.
г. Тихвин
2021 г.
Тема проекта : “Правильное дыхание-путь к здоровью!”
Продолжительность проекта : краткосрочный
Дата проведения проекта : с 5.04 по 9.04
Публикация «Проектная деятельность „Правильное дыхание — путь к здоровью ребёнка!“ для детей с 1 года до 2 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Тип проекта : познавательно-оздоровительный
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы и их родители
Возраст детей : вторая младшая группа (с 1 года до 2 лет)
Материалы: подвесные бабочки, игрушечные кораблики, пластмассовые трубочки, вертушки, шарик для пинг-понга, тазик с водой, султанчики.
Предварительная работа: изучение материала по дыхательной гимнастики; подбор игр, дыхательных упражнений, художественной литературы; изготовление вертушек; приобретение пластмассовых трубочек, шарика для пинг-понга.
Цель проекта : повышать уровень здоровья у детей и обогащать опыт родителей о “правильном” дыхании через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта :
• развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения;
• совершенствовать умение навыков согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
• развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным техникам, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
• поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
• создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности;
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта : на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне – общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.
Этапы осуществления проекта :
Подготовительный: Определение целей и задач проекта, составление плана работы, изучение методической литературы, подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей, разработка консультации и рекомендации для родителей, разработка комплекса дыхательных упражнений, разработка развлечения.
Основной: разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики; включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты; проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика для здоровья детей»; видео мастер-класс для родителей по изготовлению “Вертушки” для выполнения дыхательных упражнений.
Заключительный: презентация проекта для педагогов и родителей «Правильное дыхание-путь к здоровью!», развлечение с элементами дыхательных упражнений.
Ожидаемые результаты:
Для детей : формирование у детей «правильных» дыхательных привычек; навыков самооздоровления; положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике; снижение простудных заболеваний у воспитанников.
Для родителей: ориентирование родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к здоровому образу жизни; получение новых практических знаний по данной теме; установление эмоционального контакта со своими детьми; использование здоровьесберегающих технологий в семье.
В утреннюю гимнастику был вставлен комплекс дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения направлены на развитие, улучшение функции дыхательной системы, профилактику бронхита, бронхиальной астмы и др. После разминки выполняются дыхательные упражнения.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.
План работы.
Дата проведения Комплекс упражнений для утренней гимнастики Дыхательная гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования Работа с родителями
Понедельник 5.04 «Часики, Петушок, насос, Семафор и дыхание»
(приложение №1) “Кораблик”
(Приложение №6) Консультация на тему “Дыхательная гимнастика для здоровья детей”
Вторник 6.04 «Гуси летят, ёжик, регулировщик, маятник, радуга, вырасти большой»
(приложение №2)
“Бабочки”
(Приложение №7)
Среда 7.04 «Крылья, носочки, покачивание, поворот,
хлопок, пчелы и приземление»
(Приложение №3)
“Ветерок”
(Приложение №8) Видео мастер-класс по изготовлению “Вертушки”
Четверг 8.04 «Удивимся, плечи, поворот, язычок трубкой,
покачаемся, погладь бочек»
(Приложение №4)
“Колобок”
(Приложение №9)
Пятница 9.04 «Гудок парохода, носик, курносик, барабанщик, трубач, самолет, прыжки, дыхание»
(Приложение №5)
“Султанчики”
(Приложение №10) Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
Использованная литература:
• Харитонова Л. Г. Учебно-оздоровительная программа дыхательной гимнастики для младших школьников с различным уровнем здоровья : Учебно-методическое пособие / Л. Г. Харитонова, В. П. Гогольчева. – Омск: СибГАФК, НИИ ДЭУ, 1999.
• Гуськова А. А. «Развитие речевого дыхания детей», Учебно-методическое пособие, Творческий центр г. Москва, 2011 г.
• Ермакова З. И. «На зарядку малышей», Учебно-методическое пособие, издание 2-е переработанное, г. Минск, «Народная Асвета», 1981 г.
Приложение №1.
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Часики, Петушок, Насос, Семафор и Дыхание»
Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И. п. – о. с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
Насос
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
Семафор
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И. п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).
Дыхание
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. – о. с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
Дыхание
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И. п. – о. с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
Приложение №2
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Гуси летят, Ёжик, Регулировщик, Маятник, Радуга, Вырасти большой»
Гуси летят
Гуси высоко летят.
На детей они глядят.
И. п. – о. с.
1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)
Ёжик
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И. п. – о. с.
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
Регулировщик
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И. п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)
Маятник
Влево, вправо, влево, вправо,
А затем начнем сначала.
И. п. – руки на поясе (вдох).
1 – наклон вправо (выдох);
2 – и. п. (вдох);
3 – наклон влево (выдох);
4 - и. п. (вдох).
Выдох со звуком «т-у-у-х».
Радуга, обними меня
И. п. – о. с.
1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.
Вырасти большой
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И. п. – о. с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
Приложение №3
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Крылья, Носочки, Покачивание, Поворот,
Хлопок, Пчелы и Приземление»
Крылья
Крылья вместо рук у нас,
Так летим – мы высший класс.
И. п. – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).
Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
И. п. – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая, колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).
Покачивание
Покачаемся слегка,
Ведь под нами облака.
И. п. – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох);
2 – наклон влево – «кач» (выдох).
Поворот
Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох);
2 – и. п. (выдох);
3 – повернуться влево (вдох);
4 - и. п. (выдох).
Хлопок
Солнце мы хлопком все встретим,
Так полет свой мы отметим.
И. п. – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох);
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);
3 – развести руки в стороны (вдох);
4 – и. п. (выдох).
Пчелы
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе – новоселы.
И. п. – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).
Приземление
Приземляться нам пора!
Завтра в сад нам, детвора!
И. п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох);
2 – наклон вперед с одновременным опусканием
Приложение №4
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Удивимся, Плечи, Поворот, Язычок трубкой,
Покачаемся, Погладь бочек»
Удивимся
Удивляться чему есть –
В мире всех чудес не счесть.
И. п. – о. с., сделать спокойный вдох;
1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;
2 – и. п.
Плечи
Поработаем плечами,
Пусть танцуют они сами.
И. п. – о. с.
1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;
2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.
Поворот
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
И. п. – о. с.
1 – сделать вдох;
2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперед;
4 – и. п.
То же, выполнять в другую сторону.
Язычок трубкой
«Трубкой» язычок сверни,
Головой слегка кивни.
И. п. – о. с, губы сложены «трубочкой», как при произнесении звука «о», язык высунуть и тоже сложить «трубочкой».
1 – медленно втягивая воздух через «трубочку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки;
2 – закончить вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 сек;
3 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Покачаемся
Чтобы правильно дышать,
Себя нужно раскачать.
И. п. – о. с.
1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох;
2 – медленно распрямиться, прогнуться назад, делая выдох.
Погладь бочок
Мы погладим свой бочок
От плеча до самых ног.
И. п. – о. с.
1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опустить руку и плечо (выдох).
То же, выполнить в другую сторону.
Приложение №5
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Гудок парохода, Носик, Курносик, Барабанщик, Трубач, Самолет, Прыжки, Дыхание»
Гудок парохода
Прогудел наш пароход,
В море всех он нас зовет.
И. п. – о. с.
1 – через нос с шумом набрать воздух;
2 – задержать дыхание на 1-2 сек;
3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
Носик
Мы немного помычим
И по носу постучим.
И. п. – о. с.
1 – сделать вдох через нос;
2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.
Курносик
Очень любим мы свой нос.
А за что? Вот в чем вопрос!
И. п. – о. с.
1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.
Барабанщик
Мы слегка побарабаним
И сильнее сразу станем.
И. п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе.
1 – присесть, похлопать по коленям (выдох);
2 – и. п. со звуком «бам-бам-бам» (вдох).
Трубач
За собой трубач зовет,
Он здоровье нам дает.
И. п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой».
1 – вдох;
2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф».
Самолет
Полетим на самолете,
Будем сильными в полете.
И. п. – лежа на животе, опора на предплечья.
1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);
4 – и. п. (выдох).
Прыжки
Прыгнем влево, прыгнем вправо,
А потом начнем сначала.
И. п. – руки на поясе. 1–4 –подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотом вправо – влево. Чередовать с ходьбой. 2 раза по 20 подпрыгиваний.
Дышим тихо, спокойно, плавно
Все мы медленно подышим,
Тишину вокруг услышим.
И. п. – о. с. медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос.
Приложение №6. Игра “Кораблик”
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох
Оборудование: тазик с водой, пластмассовые кораблики, картинки с изображением весеннего пейзажа
Воспитатель. Ребята, какое время года наступило? Правильно, весна! Давайте посмотрим на картину с изображением весеннего пейзажа. Что вы видите на этой картине (ответы детей : светит солнышко, летят птицы, снега на земле мало, текут ручьи) Да, это всё признаки весны. Теперь посмотрим на улицу из окна, что вы видите? (ответы детей : снега ещё много, птиц не видно, светит солнышко, небольшие лужи на земле) На улице и на картине разные пейзажи, потому что у нас весна только началась, но скоро и по нашей площадке побегут ручейки.
Воспитатель читает стихотворение.
«Кораблик»
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Обсуждение стихотворения с рассматриванием иллюстрации.
Ребята, а вы когда-нибудь пускали кораблики по ручейку? (ответы детей)
Сейчас мы с вами попробуем запустить бумажные кораблики, а чтобы они плыли нам нужно немного потрудиться.
Корабли все запущены, но вдруг началась буря (дети начинают дуть на кораблики)
После такого бурления корабли были все затоплены, дети довольны и счастливы, а главное проведена весёлая, дыхательная гимнастика.
Приложение №7. Игра “Бабочки”
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху
Оборудование: подвесные бабочки
Воспитатель. Вы помните, какое сейчас время года? Правильно, скоро не только прилетят к нам птицы, но и над душистыми цветами будут летать бабочки.
Т. Нестерова
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
А пока настоящих бабочек нет, мы для вас вырезали бумажные, давайте подуем на них, чтобы они ожили.
Приложение №8. Игра “Ветерок”
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху
Оборудование: вертушки
Воспитатель. Ребята, вы заметили, что весной на улице становится теплее, ярче светит солнце и дует теплый ветерок. У нас с вами в руках яркие вертушки, давайте мы с вами на них подуем, словно ветерок, и увидим, как быстро они будут крутиться.
Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.
Приложение №9. Игра “Колобок”
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху
Оборудование: шарик для пинг-понга, пластмассовые трубочки
Воспитатель. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, ребята про кого я говорю. Правильно, это колобок. Сегодня я приготовила для вас игру, в которой вы будете помогать колобку катится по дорожке (дети дуют в трубочку, чтобы колобок катился).
Приложение №10. “Султанчики”
Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху
Оборудование: султанчики
Воспитатель. Сегодня, я раздала вам яркие султанчики, давайте мы с вами подуем на полоски и сможем увидеть как красиво они разлетаются в разные стороны.
Приложение №11. Итоговое развлечение. Сюжетно-ролевая игра “Доктор”
Цель: создать детям желание к занятию сюжетом, закрепить навыки правильного дыхания.
Оборудование: игрушечный медвежонок, игрушечная кроватка, игрушечный стетоскоп.
Ход работы.
(Дети совместно с воспитателем находят Медвежонка)
В. : - Ой, смотрите кто это?
В. : - Давайте с ним поздороваемся.
В. : - Медвежонок, а ты почему не здороваешься с нами?
В. : -Медвежонок, а печенья хочешь? (мотает головой).
В. : - Медвежонок, а варенья хочешь? (мотает головой).
В. : - А игрушки у ребят посмотреть новые хочешь?
В. : - Может в игру новую поиграть с нами хочешь?
В. : - Медвежонок, ну, что же ты всё время молчишь и не хочешь с нами разговаривать?Что ты сегодня такой грустный?
В. : - Ребята, как вы думаете, что случилось с Медвежонком?
М. : -Заболел
В. : - Медвежонок, а что у тебя болит?
М. : -У меня болит горло и я кашляю (как будто шепчет на ухо)
В. : - Ты, наверно, пил слишком холодный лимонад?
М. : -Нет, я сосал сосульки и ел снег
В. : - Они же холодные и грязные их есть нельзя.
В. : - А вы, ребята, едите снег и сосульки?
Дети: -Нет
В. : - Раз ты, заболел, давай мы тебя полечим с ребятами.
Ложись на кушетку, полежи, отдохни.
(Воспитатель берёт стетоскоп, прикладывает к груди медвежонка и просит дышать глубоко, но у медвежонка не получается)
В. : -Ребята, давайте научим медвежонка глубоко дышать.
(ребята с воспитателем учат игрушку)
В. : -Теперь покажи своё горлышко, скажи а-а-а-а-а.
М. : -Я не умею. Ребята, научите меня.
В. : -Набираем побольше воздуха в лёгкие, открываем широко ротики и произносим звук "а", пока не закончится воздух.
(Игра продолжается по желанию детей)
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения ребенка.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений у ребенка не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным, плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
• Упражнения можно выполнять как положении сидя, так и стоя.
• Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
• Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Консультация для родителей
Дыхательная гимнастика для здоровья детей
Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действиям, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!
Почему дыхательная гимнастика нужна?
«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой»
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Правильное дыхание.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего
правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Важно! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей :
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте к выполнению упражнений.