Наталья Букачук
Проектная деятельность «Моя семья» в контексте программы «Социокультурные истоки» в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №6 «Василек» г. Сургут
Воспитатель: Букачук Н. Н.
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
А. Сухомлинский
У каждого человека есть своя семья, свой дом. Самое главное в жизни человека - это семья, ради чего он живет и работает. Семья- это люди, связанные родственными отношениями, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Публикация «Проектная деятельность „Моя семья“ в контексте программы „Социокультурные истоки“ в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью на протяжении веков. В нашей стране в традициях разных культур семья занимает первое место, принято ею гордится, передавать из поколения в поколения традиции и обычаи, на семью можно положиться в трудную минуту, сплотиться в радости и в горе.
Семья – это кров, уют, понимание, тепло, забота, милосердие.
В современном мире семья является основной ячейкой общества. Именно семья дает первоначальное представление о мире своему ребенку, воспитывает его, стремится к тому, чтобы дети выросли достойными гражданами общества. Ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и нормами морали прежде в семье. Дети учатся быть честными, справедливыми, уважать и почитать старших, помогать другим, любить Родину.
Ребенок с малых лет на примере взрослых и окружающего мира накапливает социокультурный опыт и тем самым обогащает свой внутренний мир.
Актуальностью проекта стало то, что в современном мире очень развита инфраструктура полуфабрикатов, готовой пищи, компьютерных технологий, электротехники для домашнего ухода. Прогресс идет вперед для облегчения труда взрослых в домашних условиях – это не плохо, но утрачивается в семье общение, совместные трудовые действия, отдаляется преемственность поколений, многие родители считают, что всему научит сад и школа.
Наша задача повысить компетентность родителей в области воспитания духовно-нравственных и социокультурных ценностей ребенка.
Цель: Укрепление основ семьи путем присоединения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задачи:
-Знакомство детей с понятиями «Семья», «Имя», «Герб семьи», с наиболее распространёнными традициями;
-развивать коммуникативные способности ;
-содействовать общему развитию реб нка, развитию его внутреннего мира;
- развивать основные психические процессы личности реб нка (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, чувствования, адекватной самооценки;
-воспитывать духовно-нравственные основы личности реб нка-дошкольника; чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам;
-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
-обеспечить психолого - педагогическую поддержку Семьи и повысить компетентность родителей в социокультурном и духовно – нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Вид проекта : Познавательно-творческий.
Срок проекта : Долгосрочный (сентябрь- май месяц)
Участники проекта : Педагоги, дети, родители.
Приёмы и методы реализации проекта : наглядный, словесный, практический.
Чтение;
наблюдение; рассматривание;
проведение дидактических, сюжетно-ролевых, хороводных игр; беседы;
объяснения, пояснения; показ; рассказ; заучивание;
практические задания.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Через совместную познавательно-творческую деятельность дети усвоят вечные ценности: любовь и уважение к родителям; понимание о заботе и милосердии к близким и родным; сформируется желание делать добро и быть доброжелательным; узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях.
Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный
1. Планирование работы.
2. Подборка стихов, песен, художественной литературы, иллюстраций.
3. Изготовление дидактических игр, пополнение атрибутами с/р игры.
4. Приобретение книг.
5. Разработка бесед, картотек стихов с детьми по теме проекта.
6. Консультации для родителей.
7. Привлечение родителей к участию в проекте.
8. Подбор фотографий для создания альбома «Моя семья»
2этап. Основной.
Работа с детьми
Познавательное развитие
Беседа с детьми : «Моя семья», «Семья – это я!», «Мама – самый дорогой человек на свете», «Бабушки и внуки», «Труд мам и пап», «Как тебя называют дома? Почему тебя так называют?», «Мы дружная семья», «Я и мое имя», «Взрослые и дети», «Ласковое слово»,«Праздники в нашей семье», «Мой папа – лучший друг», «Братья и сестры», «Мои выходные дни», «Соблюдаем правила поведения дома», «Рождество»,»День матери»,«Светлая Пасха», «День Победы»….
Рассматривание иллюстраций по темам, фотоальбома.
Проблемные ситуации «Если мама заболела…», «Хорошо ли, когда я не слушаюсь.», «Зачем взрослым помогать?»…
Коммуникативно –речевая деятельность
Чтение стихов, сказок и рассказов «Теремок», «Рукавичка», «Бобовое зернышко», Три медведя», «Козлятки и волк», «Репка», «Бабушкины руки», «Вот дедушка», К. Ушинского «Петушок с семьёй», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья» и т. д.
Настольные игры: «Мой дом», «Кто где живет?», «Матрешки»;
Составление рассказов «Что у нас в мини-музее?», «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду» ;
Заучивание потешек, прибауток, закличек, стихов к праздникам;
Мнемотаблица «Расскажи-ка»;
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковые игры: «Яблочко», «Семья»,
Размышление над пословицами о добре, дружбе, семье;
Театрализованная деятельность по сказкам.
Игровая деятельность
Д/ и: «», «Чудесный мешочек», «Пазлы», «Чьи детки?», «Чья мама?», «Парочки»;
С/ р игра: «Семья», «Мы идем в гости», «Я помогаю маме», «С папой в гараже», «Магазин»;
Продуктивная деятельность
Рисование «Зернышки для цыплят», «Цветы на лугу», «»,
Лепка «Бублик», «Елочка», «Блинчики для дружной семьи»,
Аппликация «Барашки», «Солнышко», «Букет для мамы»
Музыкально – художественная деятельность
Разучивание песни «Солнышко лучистое.», «Бабушка»
Слушание музыкальных произведений: «Папа, мама, сестра и брат» слова и музыка: Яков Василевский, «Мама, папа, я" (исп. группа "Волшебный микрофон", «Моя дружная семья» Сл. Татьяна Рядчикова, муз. Александр Комаров, "Бабуля, дедуля "муз. и сл. В. Бобкова, «Колокольный звон», «Звуки природы»
Физическая культура
П/ и: «Найди пару», «Полоса препятствий», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поезд», «Наседка и цыплята»,«Автобус», «Тишина», «Будь внимателен!» ,«Пройди – не упади» ,«Птички в гнездышках», «Найди свое место».
Работа с родителями
Консультации: «Конфликтные ситуации в семье и пути их решения на основе духовно-нравственных ценностей»,
«Игры на развитие нравственных качеств»,
«Семейные традиции».
Создание альбома «Моя семья» .
Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии личности ребенка»
Домашние задания
Изготовление первой буквы имени своего ребенка;
Создание «Герб семьи»;
Участие в акции «Белая ромашка»; «Вещьмешок» для ветеранов; в экологическом марафоне; в праздниках «Соцветие», «Пасха», «День Победы»…
Посещение музеев, достопримечательностей города;
Рисунки и поделки
3 этап. Заключительный
Фотопрезентация: «Наши добрые дела»;
Оформление выставок; информации для родителей в родительском уголке.
Вывод: В ходе проекта, дети получили элементарное представление о членах семьи и их взаимодействии друг с другом, о семейных традициях. У детей сформировались такие понятия, как уважение, помощь, доброта, забота, дружная семья, праздники и подготовка к праздникам. Дети стали играть дружелюбней, учатся договариваться между собой, используя вежливые слова; с удовольствием приносят свои совместно с родителями работы и охотно рассказывают о них; проявляется желание помогать взрослым и детям.