Марина Хуснутдинова
Проектная деятельность как эффективное средство вовлечения родителей в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как эффективное средство вовлечения родителей в образовательный процесс
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
В настоящее время изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла важнейший социальный заказ общества.
Публикация «Проектная деятельность как эффективное средство вовлечения родителей в образовательный процесс» размещена в разделах
Одним из основных условий реализации Федерального образовательного стандарта является организация работы дошкольной образовательной организации с семьей, что определяется основными нормативными документами. Так, в Законе «Об образовании в РФ» (ст. 2, п. 31 273 – ФЗ) выделен «демократический, государственно – общественный характер управления образованием…», семья определена в качестве основного института социализации молодого поколения, а также равноправного участника образовательного процесса.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
- Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
- Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
- Как заинтересовать родителей совместной работой?
Эту ситуацию можно постараться изменить за счет вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ. Мы должны донести до родителей, что они являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок.
Формы и методы работы с родителями применяемые ранее оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Чтобы реализовать принцип партнерства, требуется определенная нестандартная форма организации общения педагогов и родителей.
Переход на качественно новый уровень работы потребовал от меня, как от педагога, поиск новых форм организации педагогического процесса и поиска педагогических инновационных методов взаимодействия с родителями, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а дополняя их.
Одной из интересных инновационных и продуктивных форм совместной деятельности детей среднего возраста и взрослых, на мой взгляд, является проектная деятельность.
«Метод проектов»отражен и в работах наших отечественных ученых 20-х годов. Например, М. В. Крупенина полагала, что «метод проектов» комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
Проектная деятельность для дошкольников предполагает активное взаимодействие детей друг с другом, с воспитателем и тесное сотрудничество с родителями.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
В данном направление был разработан педагогический проект «Занимательная логика». Четыре года назад мною был апробирован подобный проект. Но формы работы с родителями были более традиционны (консультации, папки - передвижки и т. д.) и ожидаемый результат не был полностью достигнут, законные представители детей выступили в большей степени как пассивные участники или как наблюдатели. Считаю, что на данном этапе родители, как и дети, должны стать активными участниками проектной деятельности.
Проект направлен на развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста через дидактические и развивающие игры и на повышение заинтересованности родителей данной проблемой, вовлечение их в совместную деятельность.
Предполагаемый результат, данного проекта – у детей повысится уровень: сравнивать предметы между собой;классифицировать предметы и явления; называть группы предметов обобщающим словом;определять последовательность событий; узнавать предметы по описанию и т. д.
Родителиповысят уровень знаний по данной теме, проявят интерес к совместной деятельности.
Участниками проекта стали дети средней группы, воспитатель, родители. Реализация проекта - 1 год.
Проект «Занимательная логика состоит из трех этапов.
1 этап – вводный (сентябрь). На данном этапе была проведена педагогическая диагностика. По результатам диагностики стало известно, что определенное количество детей имеет сниженный уровень логического мышления. Именно эта проблема послужила созданию педагогического проекта.
2 этап (октябрь – апрель) :реализация проекта.
Содержание работы с родителями реализуется через : родительские собрания, консультации, рекомендации, мастер - классы, день открытых дверей, познавательно – педагогическую гостиную, совместные мероприятия, «группы – помощники» (подготовленные родители, буклеты.
В начале октября прошла встреча с родителями, под названием «Вечер вопросов и ответов». Заранее была озвучена тема собрания. В приемной была выставлена «Почта» (коробка с прорезью, родители могли задать интересующий их вопрос. В основном вопросы были такими: Как развивать логическое мышление? Какие развивающие игры можно приобрести? Какие задания можно использовать? и т. д. Подготовка к встрече была основана на вопросах, исходящих от родителей. Также, на этом этапе родители ознакомились с выявленной проблемой, т. е. с результатами диагностики.
Помимо этого, был проведен мастер класс «Играй! Познавай! Развивайся!». Родителям был представлен ряд развивающих и дидактических игр, таких как, «Каждой фигуре свое место», «Разноцветные бусы», «Найди отличие», «Веселая логика» и т. п.
В конце встречи, каждый участник получил,подготовленный мною, буклет «Что нужно знать о мышлении детей». В содержание буклета вошли:
• стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации;
• игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях;
• игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности;
• загадки, задачи – шутки;
• игры с счетными палочками;
• «Неправильные» сказки.
Результаты работы над проектом отражаются в наших небольших достижениях. Многие родители уже сейчас заинтересовались проектной деятельностью. Дети стали проявлять больше интереса к логическим играм, а также ребята приняли участие во всероссийских и международных конкурсах и получили достойные сертификаты и дипломы.
3 этап - май. В него входит итоговое мероприятие совместно с родителями «Путешествие в страну Логика», педагогическая диагностика, анализ результатов и подведение итогов.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Таким образом, привлечение родителей к совместной работесоздает дополнительные возможности для всех участников образовательной деятельности. Вовлекая родителей в проектную деятельность, мы вовлекаем их в полноценный педагогический процесс.