Марина Шоронова
Проектная деятельность как средство познания окружающего мира старшими дошкольниками
На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов познания окружающего мира, как для взрослых, так и для детей старшего дошкольного возраста, является проектная деятельность. Что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность — это одновременно самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
Публикация «Проектная деятельность как средство познания окружающего мира старшими дошкольниками» размещена в разделах
Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, понимал их и усваивал, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной и исследовательской активности, и умения пользоваться уже имеющимися знаниями для получения новых.
В старшей группе мы с ребятами, совместно с их родителями осуществили проект «Молоко разных животных». Значимость, актуальность данной темы, мы видим в следующем:
Наблюдения показывают, что не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока (каши, молочные супы, творожные запеканки, сырники творожные, омлет, сыр, бутерброды со сливочным маслом). Хотя молоко является обязательным, незаменимым продуктом детского питания. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Кроме того, вкусными и полезными являются продукты не только из коровьего молока, но и из молока других млекопитающих (коза, овца, кобыла, верблюдица, ослица, буйволица, лосиха).
В ходе подготовки и реализации проекта были поставлены следующие цели и задачи:
• Помочь детям узнать ценность молока, как продукта питания. Дать знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов.
• Расширить кругозор детей знаниями о том, что люди употребляют в пищу продукты не только из коровьего молока, что молоко так же используется и в косметических средствах по уходу за телом и волосами.
• Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях, художественной литературе, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.)
• Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
• Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной познавательной и исследовательской деятельности.
Вся работа проводилась в три этапа. На первом, подготовительном этапе, были осуществлены следующие виды работы:
1. Создание копилки.
Дети приносили из дома упаковку из под молочных, кисломолочных продуктов и продуктов, в состав которых входит молоко (молоко разной жирности, кефир, ряженка, турах, простокваша, сметана, сливочное масло, сгущенное молоко, сыры, сырки творожные, разный творог, йогурты, шоколад и т. п.)
Дети вместе с родителями осуществили сбор информации о животных, чье молоко человек употребляет в пищу, какие продукты их них готовят, как они выглядят и чем полезны
2. Оформление собранного материала.
Собранные объекты были классифицированы по главному признаку направления нашей работы: из молока каких животных они изготовлены, также указывали содержание жира и полезных микроэлементов.
На втором, основном этапе, была проведена главная познавательно- исследовательская работа с активным участием всех ребят группы, их родителей и педагогов.
1. Ребята выступали перед сверстниками с собранной информацией и иллюстративным материалом о млекопитающих, чье молоко человек употребляет в пищу, его пользе; какие продукты из него изготавливают.
2. Смотрели презентацию о молочных животных; создали ферму с игрушечными молочными животными.
3. Приобретали молочную продукцию; ели молокосодержащие блюда, приготовленные в детском саду; делились мнением об их вкусе и качестве.
4. Рассказывали и читали стихи, пословица и поговорки, сказки и рассказы о молоке и животных, дающих молоко.
5. Проводили опыты с молоком: кипятили, замораживали, заквашивали; проверяли, какое молоко быстрее прокисает: кипяченое или пастеризованное, получали творог. Сравнивали молоко и молочные продукты по цвету и запаху.
6. Раскрашивали и рисовали животных.
На третьем, заключительном этапе, были:
1. Обобщены и проанализированы результаты, полученные в процессе совместной познавательной и исследовательской деятельности. Выяснили, что молоко – основа пищевого рациона ребенка. С молоком организм получает все необходимые питательные вещества для нормального роста и развития организма.
2. Уточнены знания детей о молоке и молочных продуктах; о том, молоко каких животных человек употребляет в пищу, и что это связано с местом, где проживает человек.
3. Организованы сюжетно- ролевые игры «Магазин молочной продукции», «Ферма»; дидактические игры «Животные и их детеныши», «Четвертый лишний», «Угадай на вкус», «Лабиринты».
4. Оформлена выставка рисунков о пользе молока.
Таким образом, подводя итог проделанной работы, хочется отметить, что мы получили положительные результаты для всех трех групп участников данного проекта :
• Для детей:
1. Сформированность знаний о том, чем полезно молоко и кисломолочные продукты.
2. Расширены знания о молоке разных животных, которое человек употребляет в пищу.
3. Приобретение детьми умений и навыков исследовательской деятельности : искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы; выступать с собранной информацией перед сверстниками, что является важным фактором формирования готовности к школьному обучению.
4. Появление навыков взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Пополнение лексики воспитанников.
5. Повышение интереса к познанию окружающего мира.
• Для родителей:
1. Успешное взаимодействие со своими детьми.
2. Повышение психолого- педагогических компетенций.
• Для педагога:
1. Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.
2. Положительный опыт работы с родителями по расширению знаний детей.
3. Активизация позиции родителей в более тесном взаимодействии с педагогами.
В заключении хочется сказать, что вся проделанная работа способствовала саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.