Светлана Самойлик
Проектная деятельность как одна из перспективных образовательных технологий современного детского сада при реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9
Проектная деятельность как одна из перспективных образовательных технологий современного детского сада при реализации ФГОС ДО
Разработчик:
Селиверстова Т. Н., ст. воспитатель
МБДОУ д/с ОВ № 9
Пос. Первомайский Февраль 2019 год
Публикация «Проектная деятельность как одна из перспективных образовательных технологий современного детского сада при реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Для достижения положительных результатов и успехов в работе с детьми современное дошкольное образование широко применяет передовые новаторские методики и технологии. Одним из направлений инновационной деятельности детского сада № 9 является проектирование образовательной деятельности. Нашими педагогами разработан и реализован ряд интересных проектов с воспитанниками и их родителями на самые различные темы. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Эту задачу перед педагогами ставит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В темах наших проектов отражены и интегрированы все образовательные области.
Реализуя проектную деятельность, педагоги изучили рекомендации и методики организации проектной деятельности, предлагаемые Институтом развития образования и передовыми опытами ведущих образовательных организаций. Далее обсудили и довели до логического осмысления каждым педагогом алгоритм проектной деятельности и определили этапы работы.
• Первый этап – поисковый - определение темы проекта
• Второй этап - аналитический - постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации
• Третий этап – подготовительный – приготовление оборудования, демонстрационных и расходных материалов, организация встреч, походов, экскурсий в случае их необходимости.
• Четвертый этап - практический (основной этап реализации проекта) -непосредственная работа с дошкольниками, родителями, социумом.
• Пятый этап – итоговый (подведение итогов, заключения, выводы, получение ответов на вопросы и результатов продуктов проектной деятельности)
Все проекты, реализованные с воспитанниками нашего учреждения, различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду.
Наши педагоги обязательно учитывают, что главное в методе проектов это то, что каждая такая работа должна быть доведена до успешного и логичного завершения, оставляя у ребенка чувство удовлетворенности от приобретенных знаний и гордости за полученный результат.
Продукты наших проектов различны и зависят от выбранных тем и поставленных задач. Это фото и видео материалы, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектные папки и другое.
А теперь я расскажу о некоторых проектах, состоявшихся в нашем детском саду.
Проект «Вода – источник жизни» реализован с детьми старшей группы и их родителями в феврале 2014 года. Проект был групповой, информационно-практический, краткосрочный, интегративный. Была поставлена цель объяснить и доказать детям, что вода – источник жизни на Земле. Наблюдая за ростом растений с водой и без полива, изучая особенности жизни водоплавающих животных, анализируя роль воды в жизни людей, дети самостоятельно сделали вывод, что вода – это самое необходимое условие существования всех живых организмов.
Проект «Лук – зеленый друг» был организован для детей второй младшей группы при участии их родителей. Проект групповой, краткосрочный, интегративный. Цель проекта – дать детям наглядное представление о росте растений и научить выращивать некоторые растения в зимнее время.
В процессе проекта дети ухаживали за луком, наблюдали за его ростом в освещенном и затемненном помещении, отмечали происходящие изменения. Во время реализации проекта была оформлена выставка совместных с родителями рисунков и поделок из луковиц, читали тематические сказки и стихотворения, изучали пословицы и поговорки, наблюдали за работой поваров на пищеблоке и рассказывали о том, в каких блюдах их мамы используют лук.
Групповой проект «Игрушки моей бабушки» для детей старшего дошкольного возраста и также их родителей предусматривал изучение истории игрушки. Итогом проекта стали, представленные детям знания о разнообразии и развитии детской игрушки.
Самым интересным и масштабным, на мой взгляд, стал исследовательский проект об истории нашего поселка «Летопись Первомайского». Этот проект был реализован в подготовительной группе в 2015 году. Все началось с того, что мы решили оформить выставку военной техники в патриотическом уголке. Я рассказала ребятам о событиях Великой Отечественной войны, о солдатах, которые защищали нашу Родину от фашистских захватчиков. Мой рассказ впечатлил детей, они долго делились мнениями на эту тему. И вдруг Аня спросила меня: «Существовал ли наш поселок до войны?» Конечно, я могла дать детям простой утвердительный ответ на их вопрос. Но решила, что будет гораздо интереснее, если дети найдут ответ на этот вопрос самостоятельно и предложила изучить историю нашего поселка Первомайского. И мы приступили к поисковой работе.
Сначала мы с ребятами обратились к главе администрации Первомайского сельского поселения Поступаеву Максиму Николаевичу с интересующим нас вопросом. В администрации поселения мы узнали, что наш поселок образован еще в 1930 году, т. е. задолго до начала Великой Отечественной войны.
Подробности же и интересные факты о развитии и жизни поселка нам рассказали в библиотеке и музее Первомайского Дома культуры. Здесь нам показали альбом «Достопримечательности поселка», познакомили с фотовыставкой, рассказывающей об этапах развития поселка, его исторических моментах жизни.
Далее мы с детьми отправились в библиотеку среднеобразовательной школы № 7. Здесь ребятам показали книгу, которая называется «Летопись Кущевской». Благодаря этой книге, они узнали, что в 1930 году на южной стороне Шкуринского казачьего юрта жили в палатках люди, которые занимались земледелием. Именно 1930 год считается датой рождения поселка Первомайского и зерносовхоза «Кущевского». В этой книге ребята увидели фотографии первых хозяйственных и жилых построек, которые тогда еще все были только деревянные.
Мы с нашими воспитанниками часто посещаем памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Благодаря работе над проектом мы с детьми узнали историю возникновения этого памятника. В пятидесятых годах группа школьников со своей учительницей гуляли в лесополосе и обнаружили окоп с останками солдат. Приглашенные работники военкомата выяснили, что это советские солдаты, погибшие при защите поселка Первомайского в 1942 году. Найденные останки шести воинов были торжественно захоронены в центре парка поселка Первомайского. Об этом нам рассказал и ветеран Великой Отечественной войны Приходько Павел Порфирьевич.
Еще мы узнали о первой славной футбольной команде, которая неоднократно побеждала в соревнованиях. Также свой яркий след в истории поселка оставили наши артисты.
В историческом фотоальбоме нашего детского сада мы видели фотографию первого одноэтажного маленького здания ясли-сада. Ребятам было очень интересно представить, как их бабушки и дедушки ходили в такой детский сад, и сравнить с нашим просторным светлым зданием в настоящее время.
Сейчас поселковая детвора имеет возможность посещать просторное, светлое современное здание детского сада
Теперь ребята знают многое о нашем родном поселке и с гордостью говорят, что они рождены на Первомайской земле.
Таким образом, проектная деятельность особенно поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Я призываю всех коллег не бояться трудностей и смелее внедрять в свою практическую деятельность проектный метод работы с вашими воспитанниками.