Ульяна Музыченко
Проектная деятельность как одна из форм эффективного взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги хотим представить вам свой опыт работы по теме
«Проектная деятельность как одна из форм эффективного взаимодействия с родителями».
В связи с модернизацией системы дошкольного образования, на одно из ведущих мест, при современных условиях деятельности дошкольной образовательной организации, выдвигается взаимодействие с родителями воспитанников, что отразилось в документах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Законе об образовании в Российской Федерации. В этих документах, одним из важнейших условий для обеспечения полноценного развития детей, является вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации, с целью установления партнерских отношений участников педагогического процесса и перехода от сотрудничества по обмену информацией и педагогических знаний к межличностному общению диалогической направленности.
Публикация «Проектная деятельность как одна из форм эффективного взаимодействия с родителями» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Семья и детский сад – два самых важных института социализации ребенка. В свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, их отношения определяются понятиями: сотрудничество, взаимодействие, партнерство. Цель данного партнерства - создание единого образовательного пространства «Дошкольное образовательное учреждение - семья».
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых в нашей дошкольной организации является проектная деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой).
Участники каждого проекта : дети, родители и педагоги. Задача педагога организовать познавательную деятельность и ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу совместного творчества Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей и вовлекают родителей в образовательный процесс.
Знакомство родителей с проектной деятельностью и её особенностями происходит на собрании, мы предлагаем родителям и обсуждаем разные формы взаимодействия.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности : поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.
Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Как мы организуем данную деятельность?
Презентация того, какой проект планируется и какую помощь мог бы внести каждый родитель, всё это происходит через информирование родителей. В начале учебного года мы обсуждаем с детьми, что нового они хотели бы узнать и оформляем информационный стенд «Я хочу знать», на котором размещаются все вопросы детей – будущие темы проектов. Стенд размещен в приемной группы. Работа с этим стендом происходит в течение всего учебного года. В течении года вопросы, на которые мы уже нашли ответы, отмечаются определенным значком или наклейкой.
Перед запуском каждого проекта на утреннем сборе, мы обсуждаем с детьми «Что они знают по теме проекта, что нового хотели бы узнать и где мы можем найти ответы на эти вопросы». Метод трех вопросов – это задел перед каждым проектом. На данном стенде родители видят вопрос своего ребенка и вместе с ним могут подготовить сообщение на интересующую его тему и поискать ответы на вопросы ребенка, могут провести мастер-класс совместно с ребенком или самостоятельно.
Информационная паутинка разработана для родителей по теме проекта и деятельности в каждой образовательной области. Родители понимают, чем занимается ребенок и могут обсудить с ним прошедший день, тем самым они в курсе событий, происходящих в группе, и могут быть активными участниками проекта. В информационной паутинке мы предлагаем родителям : подготовить презентацию темы дня, создать задания для центров активности, поучаствовать в разных акциях, экскурсиях, конкурсах, флешмобах, выставках, организованных в рамках проекта.
Для более продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, мы активно используем информационно-коммуникативные технологии. Это интерактивные игры с использованием смарт-стола, смарт-доски, игры на платформе LearningApps.org. Также широко используем дистанционные формы взаимодействия с родителями : youtube канал, мессенджеры WhatsApp, Телеграмм. Для более быстрого и удобного интерактива активно применяем QR-коды, мультимедийные презентации, обучающие видео, мастер-классы, мультфильмы. Для организации качественной обратной связи с родительской общественностью, применяем разные Google формы : таблицы, анкеты, опросники.
Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.