Ольга Столяренко
Проектная деятельность как метод решения проблем экологического воспитания детей на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Столяренко О. А., Хохлова Л. А. ,
воспитатели МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решения и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережения генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования и воспитания населения. Первостепенное значение при этом придаётся экологическому образованию подрастающего поколения.
Публикация «Проектная деятельность как метод решения проблем экологического воспитания детей на современном этапе» размещена в разделах
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Как показывают опрос детей, родителей и педагогов, взрослые не знают, как организовать интересную экологическую познавательно-творческую деятельность, у детей она носит кратковременный характер, и родители не принимают в ней участие. Какие же методы и формы работы с детьми могут быть наиболее эффективны и интересны всем участникам образовательного процесса? Методов и форм работы множество, мы решили применить на практике инновационную педагогическую технологию – метод экологических проектов в рамках дополнительного образования.
В настоящее время учёные и практики считают, что проектная деятельность считается основой технологического образования, которое необходимо на современном этапе развития мировой цивилизации, так как именно в таком виде деятельности происходит активное усвоение знаний, умений и навыков.
Почему именно экологические проекты? Дети дошкольного возраста познают мир эмоциями. Поэтому для них первично – отношение к информации, а сама информация вторична. Экологический проект как раз и помогает ребёнку – дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторга, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности. Экологические проекты развивают мотивационную сферу и творчество, произвольность и начало самопознания – осмысления своих собственных действий и поступков.
Тематику и содержание проектов разрабатываем с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития» каждого ребёнка. Главное условие при разработке проектов – включение регионального компонента и учёт реальных условий и возможностей детского сада.
Проекты, которые мы предлагаем детям и составляем вместе с ними, имеют большую педагогическую ценность, так как отражают природные и общественные явления «здесь и сейчас», положительные стороны нашего быта, что благотворно влияет на поведение ребёнка не только в игре, но и в окружающем его мире, активизирует его чувства и отношения. При выборе тем мы учитываем стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника». Такая позиция способствует природоохранной деятельности ребёнка. Отсюда и названия проектов : «Защитники природы», «Школа добрых волшебников», «Растут цветы для красоты», «Лекари – Аптекари», «Чудо под ногами» и другие.
Из практики мы видим, что в рамках экологических проектов можно решить широкий круг задач нравственно-трудового и духовного воспитания. Это можно объяснить тем, что дети участвуют в новых более интересных видах деятельности : в различных акциях, трудовых десантах, экологических практикумах, опытах и экспериментах.
Так как основной вид деятельности дошкольника – игра, экологические проекты носят игровой характер. По своей структуре они схожи с сюжетно-ролевыми играми и дают возможность расширить тематику этих игр. Структура проектов состоит из 4 этапов, на каждом из которых проводятся определённые мероприятия.
Перед началом проекта проводится большая подготовительная работа с целью уточнения интереса образовательного процесса и объема знаний детей для того, чтобы спланировать детскую деятельность с учётом возможностей каждого ребё нка: беседы по выбранной теме, чтение литературы, просмотр фильмов и передач, рассматривание альбомов, журналов, плакатов, создание игровых обучающих ситуаций «А что будет, если. ?»
На первом этапе выбирается тема и цель проекта. На втором этапе идёт пошаговая разработка проекта : определяем, что необходимо для игры, распределяем роли и обязанности. Третий этап – выполнение проекта – самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательные взаимосвязанные мероприятия, которые воспитатель планирует для себя до конца проекта. В этот момент педагог должен заинтересовать ребёнка, каким – то важным сообщением, новым видом деятельности, новой ролью.
В процессе проектов рождаются новые идеи, планы, которые подсказывает нам окружающая действительность. Четвёртый этап – подведение итогов. Он предполагает организацию и проведение праздников, развлечений, выставок, акций, викторин, КВН, в которых принимают участие полюбившиеся детям герои: Знайка, Айболит, почтальон Печкин и другие. На такие мероприятия мы приглашаем детей младшей группы, родителей.
Экологический проект – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организации интегрированного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Данная модель ориентирована на развитие интеллектуальных и физических возможностей дошкольника, его волевых и нравственных качеств, творческих способностей в процессе выполнения различных видов экологически значимой деятельности. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость.
Метод экологических проектов даёт педагогам большую возможность для выявления «зоны ближайшего развития» ребё нка и соответственно планировать дальнейшую работу с ним: развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования несложных схем, карт, моделей, алгоритмов, прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни, развивать артистизм и яркость речи в постановке спектаклей в экологическом театре, развивать детей физически во время прогулок по экологической тропе здоровья.
Дошкольник воспринимает природные объекты «на равных» - животные, растения могут думать, чувствовать, общаться. Такое восприятие мы используем в игровых проектах при составлении писем в жалобную книгу, листовок, телеграмм от имени природных объектов к человеку. Способность ребёнка легко входить в образ используют в музыкальных постановках, играх-драматизациях, инсценировках, в играх-перевоплощениях, пластических этюдах.
В познавательно-исследовательской деятельности с детьми мы используем самостоятельно разработанные проекты – «Лесная аптека», «Овощной марафон», «Фруктовая мозаика», «Птичьи посиделки», «Цветы это радость», «Вернисаж времён года», «От семечки до дерева».
Помимо традиционных экологических проектов мы используем и такие методы как экологическая акция, экологическая почта, экологическая инициатива, экологический тренинг.
Интересной и эффективной формой работы мы считаем проведение экологических акций – социально значимых мероприятий, проводимых с детьми, родителями. Уже стали традицией такие экологические акции, как «Семечко и зёрнышко про запас» - сбор семян для посевов цветов и для корма птиц (август – сентябрь); «Добрая зима для птиц» - подкормка зимующих птиц (ноябрь – март); «В лесу родилась ёлочка» - против вырубки ёлок (декабрь); «Берегите воду» - ко Дню воды (март); «Чистый двор» - ко Дню Земли (апрель); «Посади дерево» - организация огородов, цветников, посадка деревьев (май).
Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое условие которой – получение ребёнком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Например, дети получают «письмо» с огорода от овощей, от белого медведя с Севера, от котёнка Мурзика, собачки Кузи…
Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми. Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем. Задача педагога – создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок следующей тематики: «Стоянка цветов», «Лесные остановки», «Служба Айболита».
Эколого-педагогический тренинг – форма экологического воспитания, которая решает следующие задачи: расширение чувственного опыта детей, развитие перспективных возможностей при контакте с природными объектами; развитие чувства эмоциональной сопричастности к живой природе, чувства сопереживания. По структуре соответствует психологическому тренингу, специфика в экологическом содержании. Например, «Цветок добра», «На какое дерево я похож», «Прогулка по ручью», «Ветер дует на…».
Таким образом, анализ работы по реализации экологических проектов показывает, что данная проблематика является интересной и востребованной. Это обусловлено большой вовлечённостью детей в процесс познания окружающего мира, личностной и социальной значимостью экологических проблем. Можно утверждать, что экологические проекты обеспечивают наличие одного из главных условий – интереса ребёнка к тому, что ему предлагают освоить и сделать, что в свою очередь стимулирует умственное развитие ребёнка-дошкольника.