Людмила Симановская
Проектная деятельность дошкольников по изучению лекарственных трав Сахалина
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и с каждым годом она становится острее. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Темочки:
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Проекты, проектная деятельность
- Сахалинская область
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Самым приемлемым методом работы, на мой взгляд, является проектная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребенка.
Актуальность исследования определила выбор темы экологического проекта : «Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность».
Цель нашего исследования: формирование представлений о мире лекарственных трав Сахалина через проектную деятельность. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме формирования представлений о лекарственных травах Родного края у детей старшего дошкольного возраста.
2. Воспитывать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада, включая родителей в процесс экологического воспитания.
3. Выявить и описать эффективные формы и методы работы по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами Сахалина.
4. Проверить на практике работы с детьми старшего дошкольного возраста метод проектной деятельности в экологическом воспитании.
5. Проанализировать результативность и эффективность разработанных условий процесса формирования представлений о лекарственных растениях Сахалина у старших дошкольников через проектную деятельность.
Моя работа проходила в три этапа:
На первом констатирующем этапе: (апрель – май 2015 г.) изучалось современное состояние проблемы в теории и практики дошкольного образования и воспитания, конкретизировалась опытно-экспериментальная работа. Также были выделены уровни сформированности представлений о лекарственных травах Родного края у детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика, по результатам которой были сделаны выводы об уровне сформированности представлений о мире лекарственных трав, их значимости в жизни человека у детей дошкольного возраста. Нами был составлен план работы, где были отражены различные виды и формы работы.
На формирующем этапе, который длился с июня 2015по апрель2016 года, проведена разработка и внедрение комплекса опытно-экспериментальной деятельности и занятий с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на основе ознакомления с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность.
С целью повышения уровня знаний о лекарственных травах, росте, их использовании в повседневной жизни, решено было провести определенную работу. На занятиях я широко использовала метод наглядного моделирования (схемы, схематические рисунки). С помощью данного метода ребенок создает образ предмета, отражающий его самые существенные признаки. Мыслительные операции, основанные на таких образах, помогают детям дошкольного возраста установить причинно-следственные связи и соотношения между предметами реального мира.
На данном этапе мы рассказывали детям о лекарственных травах Сахалина, читали рассказы, сказки, загадки, стихотворения, пословицы и поговорки с последующим их обсуждением, рассматривали картинки, иллюстрации с лекарственными травами, проводили беседы с использованием проблемных ситуаций.
Организуя работу по данному направлению, мы опирались на ведущие виды деятельности дошкольников : игровую и художественно-продуктивную. Нами проводились игры: «Узнай по описанию», «Узнай по запаху», «Что лечит это растение», «Приготовь лекарство» и другие. В течение учебного года на занятиях и в свободное время дети выражали свои впечатления и эмоции о лекарственных растениях через рисунки, аппликацию, лепку. Слушали музыкальные произведения. Ребята подготовительной группы с удовольствием зарисовывали свои впечатления, организовывалась выставка рисунков для родителей «Зеленая аптека в детском саду». При проведении проблемных ситуаций на занятиях мы использовали сказочных персонажей, например, Незнайка, который всегда что-то путал или делал неправильно. Особое значение имел доктор Айболит – он участвовал в профилактических осмотрах растений, оценивал заботу ребятишек о лекарственных растениях.
Дети активно включались в споры, дискуссии, используя опыт проведенных наблюдений, занятий и бесед.
Были организованы экскурсии в аптеку, к реке, на поляну.
Так как на территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает не достаточно много лекарственных трав, мы разбили мини-огород, чтобы вырастить некоторые полезные травы : мяту, зверобой, мать-и-мачеху, календулу. На протяжении всего лета и осени дети наблюдали и ухаживали за лекарственными растениями, проводили опыты, собирали семена.
Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Силами ребят и родителей были собраны и оформлены: гербарий лекарственных растений, «Сборник лекарственных трав Сахалина», включающих в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, рассказы, стихи о лекарственных растениях Сахалина, а так же плакат «Наши друзья – лекарственные растения».
В группе находится богатая библиотека: собрана познавательная, художественная, энциклопедическая литература для детей природоведческого характера, различные периодические издания, оформлена выставка книг.
Все лето и осень участники проекта изучали растительный мир лекарственных трав, не только в детском саду, но и выезжали с родителями на природу. В ходе работы над проектом под руководством воспитателей и родителей дети научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках о лекарственных растениях, использовали интернет вместе с родителями, собирали и обобщали информацию о лекарственных травах Сахалина. Все это помогло детям выделить из разнообразия трав, произрастающих в природе, лекарственные травы нашего края.
Подведение итогов проводилось в виде проведения КВН «Знатоки лекарственных трав». Все участники проекта были приглашены на чаепитие. Все травы были приобретены медицинским работником в специализированной аптеке и имели сертификат качества.
На заключительном этапе (май 2016 г.) была проведена диагностика, по результатам которой были сделаны выводы об уровне сформированности представлений о мире лекарственных трав, их значимости в жизни человека у детей дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показал:
1. Уровень сформированности представлений о лекарственных травах Сахалина повысился.
2. Все дети, которые испытывали активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживали за лекарственными травами не только во время пребывания в детском саду, но и бережно относились к ним в других местах. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывали воспитателю и остальным детям об увиденном.
3. На занятиях по экологическому воспитанию дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о лекарственных растениях, задавали много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечал. Знания, полученные на занятиях дети "проверяли" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:
1. Мы обогатили знания детей о лекарственных травах Сахалина.
2. Мы собрали бесценный материал о лекарственных травах нашего края.
3. Систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
Список использованной литературы.
1. Бианки В. Рассказы. – М. : Художественная литература, 2008. – 98 с.
2. Большая энциклопедия лекарственных растений. – М. : Издательский дом «АНС», 2006. – 960 с.
3. Бондаренко Т. М. экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009. – 190 с.
4. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры. – М. : Учитель, 2007. – 211 с.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
6. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007. – 240 с.
8. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 64 с.
9. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М. : Педагогика, 1999. – 114 с.
10. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дощкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.
11. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
12. Николаева С. Н. юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
Приложение.
Я хотела бы познакомить вас с малоизвестными фактами о некоторых лекарственных травах :
- При укусе пчелы млечный сок одуванчика избавляет от боли и опухоли, а настой цветков отбеливает веснушки и пигментные пятна.
- В листьях крапивы можно хранить скоропортящиеся продукты, например, мясо или рыбу в жару можно обкладывать листьями, чтобы они не испортились.
- Календулу назвали на Руси ноготками, так как семена этого растения похожи на кошачий ноготок.
- В древности люди считали, что мята, стимулирует мозговую деятельность человека и укрепляет память. Многие великие философы и жрецы надевали на голову венки из этого растения.
- Мало кто знает, что аптечная ромашка, ценное лекарственное средство, обладает еще одним полезным свойством – отпугивает мышей. Если пол и полки кладовой, погреба, подвала посыпать пахучими соцветиями аптечной ромашки, то мыши прекратят свои набеги.
И, напоследок, несколько загадок.
От ушибов и порезов
Лучше средства не найти.
Привяжи мои листочки -
Перестанет кровь идти. (подорожник)
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдете травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придает. (мята)
Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит. (крапива)
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший (одуванчик)