Надежда Парасовская
Проектная деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «проект» – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проектная деятельность –особый тип взаимодействия ребенка и взрослого, при котором развивается инициативность ребенка.
Публикация «Проектная деятельность дошкольников» размещена в разделах
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Тезис метода проектов – «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Три этапа проектной деятельности :
1. Подражательно-исполнительский
2. Развивающий.
3. Творческий.
Подражательно-исполнительский.
Характерен для детей 3,5- 5 лет. Дети участвуют в проекте на «вторых ролях», выполняют действие по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. В этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Развивающий.
Для детей 5-6 лет. В этом возрасте дети принимают проблему, уточнят цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Творческий.
Для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Работа над проектом проходит в четыре этапа:
1. Выбор темы. Используется модель «трех вопросов» : Что я знаю, Чего хочу, Как узнать?
2. Реализация проекта. Происходит через различные виды деятельности- творческую, экспериментальную, продуктивную.
3. Презентация.
4. Рефлексия.
Виды проектной деятельности.
Исследовательский
Нормативный
Творческий
Исследовательский проект.
Предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Носит индивидуальный характер. Реализация занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.
Творческий проект.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Осуществляется коллективно или совместно с родителями. Каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Проект долгосрочный. Реализация проекта проходит в следующие этапы:
Обсуждается тема, связанная с жизнью детей и взрослых.
Определяются мотивы участия детей. 1 и 2 этапы занимают~ 2-3 недели.
Высказываются идеи реализации проекта.
Зарисовка идей.
Демонстрация своих работ сверстникам, рассказывание о рисунках, ответы на вопросы. Затем выбирается идея, которая будет реализоваться.
Информирование родителей.
Дети делятся на группы и с помощью взрослых решаются технические проблемы.
Педагоги продумывают, как представить презентацию
Презентация творческого продукта
Нормативный проект.
Проект по созданию новых правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Проект всегда инициируется педагогом. В качестве ситуаций выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. Педагог ответственен за соблюдение правил. Этапы проектной деятельности :
1. Воспитатель выявляет ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей.
2. Обсуждаютя варианты поведения в той или иной ситуации.
3. Зарисовка нежелательных последствий неприемлемого поведения.
4. Рассказы о своих рисунках.
5. Подводится итог поведения в таких ситуациях.
6. Зарисовка сформулированного правила.
7. Объяснения нарисованного. Создание «знака» правила.
8. Оформление правила и внесение его в книгу правил.
Основным принципом поведения в подобных ситуациях - обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование правила и контроль за его соблюдением как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка.