Инна Хамула
Проектная деятельность для старшей группы «Путешествие в страну Математики»
Название проекта: «Путешествие в страну математики».
Срок реализации: краткосрочный
Вид: групповой, информационно-творческий, игровой
Участники проекта:
• Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Ожидаемый результат:
• пополнение математических уголков;
• расширение математических знаний, умений и представлений.
Публикация «Проектная деятельность для старшей группы „Путешествие в страну Математики“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Актуальность:
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане разви-тия памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фи-гуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе стро-гие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребен-ка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Цели проекта:
- систематизация знаний воспитанников о геометрических фигурах.
- создание условий для развития математических и творческих спо-собностей детей в процессе реализации проекта
Задачи проекта:
- продолжать закреплять знания детей о геометрических фигу-рах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразо-вывать один математический объект в другой, развитие аналитической де-ятельности, умение классифицировать;
- развивать коммуникативные навыки.
- составить подборку дидактических игр, задания логического содер-жания по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
- системность, наглядность
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старше-го дошкольного возраста.
2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математи-ки.
3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных за-дач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных ма-тематических представлений у детей с помощью занимательного материа-ла, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Постановка цели и задач проекта.
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
Изготовление развивающих игр по математике.
Составление плана основного этапа проекта.
Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельно-сти, викторин.
Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использо-ванием занимательного материала»
2. Основной этап:
Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Три поросёнка», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Че-тыре желания».
Заучивание стихов про цифры и геометрические фигуры (приложе-ние 2).
Беседы: «Друзья геометрических фигур», «Геометрические тела», «На что похоже?», «Как люди научились считать?».
Волшебные превращения геометрических фигур: сгиба-ние, разрезание, вырезание.
Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Какие цифры потерялись», «Матема-тические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Волшебные кру-ги».
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок (приложение 3).
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Свободное место», «Найди пару», «По кочкам через болото».
Пальчиковые гимнастики (приложение 4).
Физминутка (приложение 5).
3. Заключительный этап:
Выставка развивающих игр.
Беседа
Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
Использование дидактических игр.
Конспект «Путешествие в страну Математики».
Обработка и оформление материалов проекта.
Консультация для родителей.
Приложение 1
Конспект в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
упражнять в порядковом счете.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Здравствуйте ребята! Мне сегодня утром принесли письмо от Феи Считалочки, и она приглашает нас к себе в гости, в Страну Математики! Но путешествие будет не простым, Фея Считалочка. приготовила нам за-дания. Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей, ждут нас испы-тания, сложные задания!
1. А вот и первое испытание - чтобы попасть в Страну Математики нам нужно отгадать загадки!
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утром)
На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, и Фея Считалочка ждёт нас в своей Стране Математики!
2. Теперь нас ждет 2 задание, нам надо правильно всё сосчитать и так начнем.
- Сколько вы видите крокодилов? Правильно 1
- А теперь посчитайте сколько вееров? Правильно 2
- Как вы думаете сколько машинок? Правильно 3
- Сколько у нас лошадок? Молодцы 4
- Посчитайте сколько кепочек? Умнички, правильно 5
3. Молодцы ребята вы прошли 2 задания. Фея Считалочка дает нам 3 задание.
- Какой из мишек меньше? Правильно этот
- А кто из них ниже? Молодцы этот ниже
- Как вы думаете кто толще? Правильно
- Кто длиннее? Правильно змея длиннее
- Что ближе кукла или мячик? Молодцы мячик ближе
4. С 3 заданием вы справились очень хорошо. Теперь нам надо вы-полнить еще одно задание. Начнём.
- Чего больше зеленых или коричневых листиков? Правильно корич-невых.
- Что с лева от яблока? Правильно лимон.
- А кто находится в правом верхнем углу? Молодцы, это Незнайка.
- Скажите, что лишнее? Молодцы свитер.
- Кто из животных тут лишний? Правильно корова.
5. Замечательно! Вот мы и попали на улицу геометрических домов. Рассмотрите дома. И если мы правильно ответим на все вопросы, то вы-полним пятое задание Феи Считалочки.
- Сколько всего домов? Правильно 5.
- Какая фигура живёт в красном доме? Верно круг.
- Какая фигура живёт в желтом доме? Отлично прямоугольник.
- Какая фигура живёт в зелёном доме? Молодцы верно квадрат.
Молодцы, ребята! Наше путешествие в Страну Математики подо-шло к концу. Феи Считалочки очень понравилось, как вы справились с её испытаниями. Давайте попрощаемся с Феей Считалочкой скажем ей до свидания до новых встреч!
А теперь ответьте мне на следующие вопросы: в какой стране мы с вами сегодня побывали? Какое задание было вторым? Какое из заданий вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Приложение 2
Стихи
Ромб
Ромб — фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два —
Фигура стала вдруг одна.
Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.
ТРЕУГОЛЬНИК
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет — угольник,
И всё это — треугольник.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.
Единица
Длинноносой Единице
Дома, в строчке не сидится!
- Путешествовать хочу,
К двойке в гости полечу!
Соберу я чемодан,
Положу один стакан,
Книжку толстую одну,
Щетку с мылом заверну,
Я возьму одну матрешку
И одну большую ложку.
Ярко-рыжий апельсин
Я возьму с собой один.
Молока один пакет
И один мешок конфет!
Ничего я не забыла?
Ах! Себя не положила!
Двойка
У реки в седом бору
Двойка плакалась бобру:
- В воду я зайти не смею,
Я ведь плавать не умею!
Шепчут ей два пескаря:
- Ты грустишь, подружка, зря!
Прилетели две стрекозки:
- Вытирай-ка двойка слезки!
Две лисички прибежали,
Двойку дружно утешали:
- Ты на лебедя похожа,
Значит, плавать можешь тоже!
Двойка радостно вздохнула,
Шеей длинною качнула,
В воду теплую зашла
И как лебедь поплыла!
Приложение 3
Загадки
Столько ножек у стола
И углов в квартире,
Догадались, детвора?
Их всегда.
(четыре)
Шесть девчонок круглолицых
Вяжут шарфики на спицах.
Вот пришла ещё одна,
всем конфеты принесла.
А за ней пришел котенок.
Сколько стало там девчонок?
(семеро) А. Журавлева
Так похожа на матрешку —
Туловище с головешкой.
— Что за цифра? — Сразу спросим.
— Ну конечно, цифра.
(восемь)
Пять конфет взял Степан,
Положил себе в карман.
Две отдал сестричке Оле,
Угостил тремя он Колю.
Сколько же себе конфет
Он оставил? Дай ответ.
(ноль) А. Журавлева
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика
«Покупал баран баранки».
На базаре (выставляют кулак)
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»)
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой,
А для женушки – подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу!
Приложение 5
Физминутка
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.
Спасибо за внимание!