Мария Зайцева
Роль педагога-психолога в сопровождении детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Роль педагога-психолога в сопровождении детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности
Проектная деятельность – вид деятельности, включающий совместную и самостоятельную творческую, игровую и познавательную активность взрослых и детей в рамках определенной темы и имеющей конечный продукт.
Темочки:
В проектной деятельности необходимо исследовать различные варианты решения поставленной задачи и выбрать оптимальное решение, а так же поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Психологическим механизмом овладения проектной деятельностью является развернутое усвоение содержания, обеспечивающее более широкий перенос, чем классическая форма занятия, а так же он обеспечивает самостоятельное выделение и принятие основных целей учения, что является важным следствием психического развития ребенка.
Основным принципом проектной деятельности является наличие обоснованной психолого-педагогической цели, активное использование детского творчества, сочетание с традиционными методами работы.
Данное направление является актуальным по ряду причин:
1. Помогает ребенку получить позитивный опыт реализации своих замыслов. В ситуации, когда его замысел становится интересен другим, ребенок оказывается в ситуации социального принятия, при этом формируются его самореализация и личностный рост.
2. Способствует развитию познавательной инициативы, стимулирует формирование учебной мотивации.
3. Способствует формированию нестандартного мышления ребенка, в современном быстро развивающемся мире умение нестандартно действовать и мыслить дает ряд преимуществ.
4. Для педагога – это способ повышения уровня профессионального развития.
Реализация проектной деятельности развивает не только познавательную сферу ребенка, но и эмоционально-волевую, социально-коммуникативную. В процессе погружения в проект ребенок испытывает целый спектр чувств и эмоций по отношению к процессу и окружающему миру, переосмысляет свои ценностные ориентиры. Осуществление проекта проходит в доброжелательной, безопасной среде, в которой ребенок может свободно выражать свои мысли и предлагать идеи. Учит детей быть гибкими в принятии решений, ведь деятельность не ограничивается заданными рамками, она ориентирована на внутренний мир ребенка.
Под психологическим сопровождением принято понимать профессиональную систему деятельности педагога-психолога, охватывающую всех субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства. Психологическое сопровождение в ДОУ предполагает обеспечение социальной и психологической безопасности для ребенка, помощь в решении индивидуальных проблем связанных с принятием правил поведения, адаптацией, развитие коммуникативных способностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие эмоционально- волевых качеств. Способы сопровождения определяет педагог-психолог сам исходя из задач, поставленных перед ним учреждением. Возможно индивидуальное сопровождение отдельных детей и системное сопровождение образовательного процесса.
Педагог-психолог осуществляет сопровождение проекта на следующих этапах :
• На этапе планирования проекта : Педагог-психолог проводит беседу с педагогами о способах взаимодействия с детьми с целью помочь детям более уверенно выражать свои мысли, рассказывает о способах решения конфликтных ситуаций, методах обучения детей уважать мнение других. Помогает в подборе литературы по теме проекта. Намечает стратегию сопровождения детей, проводит диагностику познавательной сферы, особенностей поведения. Психолог помогает педагогам овладевать навыками необходимыми для ведения проекта : навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы и т. д.
• На этапе реализации темы: Педагог-психолог оказывает поддержку педагогам реализующим проект, так как он затратен по времени и требует от педагога терпения, веры в свои возможности и возможности детей. Помогает наметить пути развития педагога, учитывая его возможности. Помогает педагогу справляться с чувством неуверенности в своих силах, страхами, тревогой относительно результатов. Помогает учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Осуществляет сопровождение детей согласно намеченной стратегии: способствует развитию коммуникативных навыков во взаимодействии с детьми и взрослыми, повышает самооценку, помогает каждому ребенку показать себя в реализации проекта. Помогает распределить роли в проекте среди детей :
ребенок-исследователь (отвечает за этап сбора информации);
ребенок-творец (он создает новое произведение, рисунок и т. д.);
ребенок-помощник (оказывает поддержку, помогает в налаживании коммуникации);
ребенок-организатор (следит за этапами выполнения работы);
ребенок-докладчик (готовит вместе с другими ребятами презентацию и отвечает на вопросы).
• На этапе рефлексии: помогает педагогом выявить уровень понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен. Помогает проанализировать проделанную работу. Акцентирует внимание на успехе каждого участника проекта.
Реализация проектной деятельности базируется на следующих принципах: основное внимание уделяется ребенку, соблюдается индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха, базовые знания усваиваются легче из-за своей наглядности и универсальности. Дети являются участниками планирования, их вопросы, идеи являются главным направляющим в проекте.
Роль педагога-психолога в сопровождении детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности многообразна. Для успешной реализации проектов в сопровождении нуждаются не только дети, но и педагоги. Именно психологическое сопровождение может сделать для педагога проектирование личностно значимым, позволить ему реализовывать свои цели, получить психологическую помощь в процессе ее изменений. Психолог способствует формированию условий для траектории развития профессиональной деятельности педагога, которые в свою очередь будут отражаться на формировании личности учащихся.
Грамотно организованная проектная деятельность дает широкие возможности для развития личности ребенка, способствует развитию познавательного интереса, учебной мотивации, коммуникативных навыков, формированию ценностей, умению доводить начатое до конца, анализировать результат, работать в команде, презентовать свои достижения и отстаивать свою точку зрения, а так же нестандартно мыслить и не боятся высказывать свои идеи.