Танзиля Байрамгулова
Проект мини-музея «Мой край-Югра»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Тема проекта.
2. Тип проекта.
3. Актуальность и проблема проекта.
4. Гипотеза проекта.
5. Цель проекта.
6. Задачи проекта.
7. Принципы реализации проекта.
8. Этапы реализации проекта.
9. Ожидаемый результат.
10. Формы и методы работы с обучающимися.
11. Оценка результатов проекта.
12. Практическая значимость
13. Участники проекта.
14. Срок реализации проекта.
15. Условия реализации проекта (документация).
16. План мероприятий.
Аннотация
Публикация «Проект мини-музея „Мой край-Югра“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Мой край, мой город. Краеведение
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Проект «Мой край – Югра» (далее Проект) рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации Проекта, воспитанники в процессе самостоятельной деятельности при поддержке педагога, знакомятся с культурой, бытом, животным и растительным миром родного края. В процессе сотворчества детей и взрослых, развиваются познавательные, творческие навыки и коммуникативные способности воспитанников. В ходе образовательной деятельности, дошкольники, полученные знания применяют на практике. Реализация Проекта способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Проект позволяет сочетать интересы всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей (законных представителей, воспитанников.
Тема проекта: Мини – музей «Мой край – Югра».
Тип проекта: Долгосрочный.
По содержанию По виду проектной деятельности
Познавательный Информационный
Исследовательский
Творческий
Актуальность проекта: Дошкольный период – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Центральным звеном социализации является нравственно-патриотическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Культура народов Севера – это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Проблема: Сегодня остро обозначается проблема в воспитание интереса к истории родного края, формирование чувства гордости в детском коллективе, в семье. Считаю, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям коренных национальностей Югры, пробуждение познавательной активности к окружающему миру, развитие наблюдательности недостаточно сформированы. Так же плохо привит интерес к национальному творчеству у детей и их родителей. К тому же, наблюдается недостаточная компетентность, низкий уровень этнического самосознания современных родителей к осознанному отношению и проявлению толерантности.
Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в нашей дошкольной организации стала работа по созданию мини-музея «Мой край - Югра».
Гипотеза: Если в образовательную деятельность ввести систему мероприятий по расширению знаний обучающихся о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта: Формировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя (законного представителя) к природе родного края, жизни, быте и народных промыслах коренных народов: ханты и манси.
Задачи проекта:
Содействовать ознакомлению обучающихся с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и др.) в том виде, в каком они сохранились сегодня;
Актуализировать потребность родителей (законных представителей) в совместной деятельности с воспитанниками и педагогами в вопросах формирования толерантной культуры;
Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов Югры через познание их традиций и обычаев.
Развивать исследовательскую деятельность, творческую активность, информационно-коммуникативные навыки;
Формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
Вовлечь родителей (законных представителей) и социальных партнеров в проектную деятельность по ознакомлению обучающих с традициями народов севера;
Организовать мини-музей «Мой край - Югра».
Принципы реализации:
Принцип энциклопедичности.
Краеведческий (региональный) принцип.
Принцип интеграции.
Культурологический принцип – приобщение обучающихся к истокам культуры.
Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Принцип наглядности.
Этапы реализации проекта:
№ п/п Этапы реализации проекта Мероприятия проекта
1. 1 этап - подготовительный
На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания. Формирование творческой группы по направлению деятельности (в творческой группе участвуют три человека: руководитель группы, экскурсовод, фотокорреспондент).
Разработка проекта, плана по организации и проведения цикла мероприятий подбор методической литературы;
Вовлечение родителей (законных представителей) и социальных партнеров в проектную деятельность;
Создание предметно-развивающей среды.
2. 2 этап – основной (практический)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта Проводить запланированные мероприятия для реализации проекта;
Журналистское (создание видеоматериалов);
Организационно-досуговое (организация и проведение цикла мероприятий);
Агитационно-театральное (подготовка и выступление обучающихся в концертных программах, участие в конкурсах);
Информационно-просветительское (экскурсии в образовательные организации, встречи с сотрудниками городской библиотеки № 8, посещение Нижневартовского краеведческого музея имени Т. Д. Шуваева, Природного парка «Сибирские Увалы»).
3. 3 этап – аналитический (заключительный)
Систематизация и обобщение полученных знаний обучающихся, компетентности родителей. рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
мониторинг эффективности реализации проекта.
Применяемые технологии:
опрос, анкетирование, тестирование;
собеседование;
интерактивная рефлексия;
анализ.
Ожидаемый результат:
В работе с детьми:
Возрастает интерес детей к различным видам деятельности;
Проявляется самостоятельность и творческая активность в проектной деятельности;
Воспитываются нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края;
Развивается связная речь, обогащается словарь детей.
В работе с педагогами:
Разрабатываются разнообразные тематические проекты, видеопроекты;
Подбирается практический материал по всем видам детской деятельности;
Подбирается дидактический материал по темам.
В работе с родителями и социальными партнерами:
Закладываются основы сотрудничества с обучающимися, родителями (законными представителями, социальными партнерами и педагогами;
Повышается интерес к работе ДОО, принимают активное участие в проектах, конкурсах, выставках;
Помогают в проведении экскурсий и целевых прогулок по темам проектов.
В организации предметно-развивающей среды:
Видеотека: «Моя Югра», «Аудиоэнциклопедия» «Времена года», «Животные Югры», «Красная книга Югры», «Праздники»;
Цифровые фотоальбомы о Югре;
Видеоальбомы по временам год;
Организация мини-музея «Мой край – Югра».
Итоговое мероприятие проекта:
Презентация видеотеки «ВИДЕОКАЛЕЙДОСКОП» (в ДОО);
Участие в районном конкурсе инновационных проектов.
Формы и методы работы с обучающимися:
Познавательное развитие:
Проведение бесед на тему:
«Моя земля – моя Югра»;
«Культуры, обычаи, обряды народа ханты и манси»;
«Это интересно»;
«Ханты и манси – коренные жители Югры»;
«Я – житель севера»;
Беседы о людях разных национальностей, особенностях национальной одежды ханты и манси, народной музыки, музыкальных инструментов.
Образовательная деятельность:
«Игрушки и игры детей»;
«Мы на северной сторонушке живем»;
«Знакомство с тайгой»;
«Животный и растительный мир севера»;
«Наша Родина – Югра»;
«Ханты и манси – жизнь, быт и культура»;
«Народные промыслы»;
«Северные узоры».
Экскурсии и мероприятия с социальными партнерами:
Городская библиотека № 8;
МБОУ «СОШ № 22» музей «Родной край»
Нижневартовский краеведческий музей имени Т. Д. Шуваева;
Природный парк «Сибирские Увалы».
Развитие речи, знакомство с художественной литературой:
Стихи и песни В. Калинушкина;
Чтение сказок из книги «Огонь – камень»;
Сказки народов севера;
«Ах, сколько на свете детей» С. Черного;
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры:
«Чум»;
«На рыбалке»;
«Стойбище оленеводов»;
«Семья встречает гостей»;
Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка).
Дидактические игры:
«Кто где обитает»;
«Установи чум»;
«Выложи герб»;
«Собери флаг»;
«Собери карту»;
«Загадай, мы отгадаем»;
«Найди животное по следу».
Подвижные игры:
«Важенка и оленята»;
«Перетяни канат»;
«Рыбаки и рыбки»;
«Олени и оленеводы»;
«Хейро».
Художественно-эстетическая деятельность (музыка):
Разучивание народных песен и танцев.
Физическое развитие:
Разучивание подвижных игр народов ханты и манси.
Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация):
Конструирование чума из бумаги и меха;
Изготовление атрибутов для подвижных игр рыбки, оленьи рога;
«Украшение платья хантыйки»;
«Ободки».
Изготовление альбомов:
«Растительный и животный мир родного края»;
«Народные промыслы»;
«Орнамент»;
«История края»;
«Жизнь и быт народов севера»;
Выставка детских работ, плакатов, рисунков.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Работа с родителями:
Консультации:
«Мы живем в Югре»
«Быт, обряды, праздники народов Севера»
«Поможем детям узнать о родном крае»
Газета «С днем рождения Югра»
Оценка результатов проекта:
Уровень сформированности поисковых навыков у обучающихся и их родителей (законных представителей) будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности поисковых знаний у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
Положительное отношение к реализации данного проекта - 100%;
Участие родителей в проводимых мероприятиях - не менее 90%;
Успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения к коренным жителям Югры -100%.
Практическая значимость проекта:
Реализация данного проекта станет одним из целевых направлений развития деятельности МАДОУ по городу Нижневартовска ДС № 86, повысит знания у родителей (законных представителей) и обучающихся толерантному отношению к коренным жителям Югры. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат и повлиять на повышение качества образовательного процесса в целом, адаптацию и социализацию обучающихся на следующей возрастной ступени развития.
Участники проекта: Обучающиеся старшего дошкольного возраста, родители (законные представители, воспитатели, музыкальный руководитель, социальные партнеры.
Срок реализации проекта: Бессрочный.
Документация мини-музея:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»;
Журнал учета экспонатов мини-музея «Мой край - Югра»;
Акты приема-передачи экспонатов мини-музея «Мой край – Югра»;
Входящая документация творческой группы по реализации проекта мини-музея «Мой край - Югра»;
Исходящая документация творческой группы по реализации проекта мини-музея «Мой край - Югра»;
Деятельность творческой группы по реализации проекта мини-музея «Мой край - Югра»;
Книга отзывов мини-музея «Мой край - Югра».
План мероприятий мини-музея «Мой край - Югра»
на 2016 – 2017 учебный год.
Мероприятия Сроки Ответственный
Документоведение
1. Составление плана работы творческой группы Сентябрь 2016 год А. Р. Бураншин
Т. Н. Байрамгулова
2. Оформление инвентарной книги Сентябрь – Октябрь 2016 год Т. Н. Байрамгулова
3. Сбор информации по теме «Презентация видеотеки «ВИДЕОКАЛЕЙДОСКОП» (в ДОО)» Май
2017 год Творческая группа
4. Определение перспектив мини-музея «Мой край - Югра» Май
2016 год Творческая группа
5. Пополнение и обновление экспонатов мини - музея В течение 2016 – 2017 года Творческая группа
Экскурсии
6. «Моя земля – моя Югра» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Ноябрь
2016 года Творческая группа, воспитатели
7. «Ханты и манси – коренные жители Югры» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Февраль 2017 года Творческая группа, воспитатели
8. «Это интересно» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Апрель
2017 года Творческая группа, воспитатели
9. «Я – житель севера» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Май
2017 года Творческая группа, воспитатели
Культурно – массовая работа
10. Разработка положения конкурса рисунков «Тебе, моя Югра…», в группах оформления центров «Малая Родина» Ноябрь
2016 года Творческая группа
11. Образовательная деятельность «Животный и растительный мир севера» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Декабрь
2016 года Творческая группа,
воспитатели
12. Образовательная деятельность «Наша Родина – Югра» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Январь
2017 года Творческая группа, воспитатели
13. Образовательная деятельность «Ханты и манси – жизнь, быт и культура» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Февраль
2017 года Творческая группа,
воспитатели
14. Образовательная деятельность «Народные промыслы» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Март
2017 года Творческая группа, воспитатели
15. Праздничное мероприятие «Вороний день» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Апрель
2017 года Музыкальный руководитель, воспитатели
16. Образовательная деятельность «Северные узоры» для детей общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Май
2017 года Творческая группа, воспитатели
17. Подведение итогов конкурса рисунков «Тебе, моя Югра…», в группах оформления центров «Малая Родина» Май
2017 год Творческая группа
Социальное партнерство
18. Городская библиотека № 8 «Виртуальная экскурсия по Нижневартовску» Октябрь
2016 года Т. Н. Байрамгулова
19. Городская библиотека № 8 Экологический проект «В поисках лебединого озера» Ноябрь
2016 год Т. Н. Байрамгулова
20. Выставка декоративно-прикладного творчества «Моя Югра», посвященная к празднованию 85-летию округа, проводимая в городской библиотеке № 8. Декабрь
2016 года Т. Н. Байрамгулова
21. МБОУ «СОШ № 22» экскурсия в музей «Родной край» Декабрь
2016 год Т. Н. Байрамгулова
22. Городская библиотека № 8 Игровая беседа-презентация «Этнос Югры» Февраль
2017 год Т. Н. Байрамгулова
23. Экскурсия в Нижневартовский краеведческий музей имени Т. Д. Шуваева Февраль
2017 год Творческая группа, воспитатели, родители (законные представители)
24. Экскурсия в природный парк «Сибирские Увалы» Май
2017 года Творческая группа, воспитатели, родители (законные представители)