Татьяна Колбасеева
Проектируем НОД: использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Публикация «Проектируем НОД: использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, Опыт работы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.
При планировании НОД я использую здоровьесберегающие технологии, учитывая тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении непосредственно образовательной деятельности разная.
Здоровьесберегающие технологии используемые во время НОД :
Динамическая пауза - проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Гимнастика для глаз -способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. При проведении гимнастики для глаз используется наглядный материал, мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов и потешек.
Дыхательная гимнастика- упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Релаксация под музыку во время художественно-эстетического развития
(лепка, рисование) - музыкальное сопровождение в целях релаксации у дошкольников можно использовать в начале занятий, как настрой на творческую деятельность, а так же в виде физкультминутки или музыкальной паузы в конце занятия.
Физкультминутки - как правило проводятся примерно в середине непосредственно образовательной деятельности, длительность составляет 1-2 мин. За короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Проводить физкультминутку не следует в том случае, если дети работают сосредоточенно, иначе возможно потерять их внимание и отвлечь от задания. Потом возвратить их к работе будет очень сложно.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.