Александр Владимирович Гришин
Проектирование современного учебного занятия и анализа диалектических принципов познания учеников
▼ Скачать + Заказать документы
Новый стандарт устанавливает новые требования к образовательным результатам обучающихся. Новые образовательные стандарты выдвигают требования к формированию у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для
практикующих учителей. И вс же у многих педагогов они вызывают тревогу и
Публикация «Проектирование современного учебного занятия и анализа диалектических принципов познания учеников» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и при мы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему
базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и при мов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т. е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
Урок - это система учебно-воспитательной и организационной деятельности
преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучаемых, направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития в соответствии с заданным образовательным стандартом.
Урок - это система взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.
Основные свойства этой системы: целостность (отсутствие любого элемента - преподаватель не пришел на занятия - не позволяет говорить о нем как о системе); совместимость или несовместимость с другими системами (психологическая
совместимость преподавателя с классом); адаптация-приспособление к окружающей среде и реакция на нее и ее взаимодействие (способность человека как элемента социальной системы приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим условиям); реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности.
Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом
деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-субъектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат»; обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения; изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников ( в ней следует выделить пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы (т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…», выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу», решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели»); действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы; в учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания - общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания (первое правило - «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе - «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье - «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»); в этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания - единство анализа синтеза; указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей - общего, абстрактного, к нижним - конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов; системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах (модели выступают и как метод познания (учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся);
собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системнодеятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.
Его можно выразить формулой: «деятельность - личность», т. е. «какова
деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Таким образом, в основе новых образовательных стандартов общего
образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
2) формирование готовности к непрерывному образованию и саморазвитию;
3) развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
4) ориентацию на результаты образования;
5) признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
6) учет возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
7) обеспечение преемственности всех уровней образования;
8) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
9) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного освоении обучающихся знаний, компетенций, видов, способов деятельности.
Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».