МААМ-картинки

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Юлия Спесивцева
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф, Одоевский.

Публикация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Предметно-пространственная среда ДО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте, закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

В связи с введением нового ФГОС ДО изменились требования к развивающей среде дошкольных учреждений. Теперь она называется развивающая предметно–пространственная среда. Стандарт содержит отдельный раздел, который называется требования к РППС. В нем подробно описаны шесть основных принципов ее создания: трансформируемость, насыщенность, полифункциональность, вариативность, безопасность, доступность.

Проблема проектирования и создания развивающей предметно-пространственной среды приближенной к требованиям ФГОС, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную среду.

Предлагаю вашему вниманию алгоритм преобразования РППС в соответствии с ФГОС. разработанный мною под руководством кандидата педагогических наук Мишаниной В. И, в рамках выпускной квалификационной работы. Практическое применение этот алгоритм нашел в моей работе на 2 младшей группе в д\с №23. Алгоритм состоит из семи последовательных этапов. Рассмотрим кратко каждый из них.

На первом этапе нам необходимо провести анализ основной образовательной программы и на его основе сформулировать цели и задачи работы.

Организуя РППС, мы создаем условия для реализации содержания

пяти образовательных областей через различные виды детской деятельности:

- игровая,

- коммуникативная,

- познавательно-исследовательская,

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд,

- конструирование,

- изобразительная,

- музыкальная,

- двигательная.

В нашей группе предметно-развивающая среда устроена таким образом, чтобы каждый воспитанник мог свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по игровым зонам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Для развития познавательно-исследовательской деятельности, в группе созданы : - уголок природы,

- уголок экспериментирования,

- уголок сенсорного развития и конструирования.

Область художественно-эстетического развития стимулирующая детей к реализации творческих способностей, представлена в виде :

-уголока изо-деятельности,

- книжного уголока,

- уголока музыкально-театральной деятельности.

Рядом располагается, уголок речевого развития.

Для реализации задач в области физического развития, помимо материала для двигательной активности в физкультурном уголке имеются методические пособия для становления ценностей здорового образа жизни.

Для социально–коммуникативного развития созданы :

-уголок сюжетно-ролевых игр,

- уголок безопасности,

- уголок уединения,

- уголок нравственно-патриотического воспитания.

На втором этапе мы проводим оценку уже имеющейся предметно-развивающей среды группового помещения, с целью выявления дефицитарных областей. Определяем, какая образовательная область представлена не достаточно широко. При этом мы, упорядочиваем предметно-развивающую среду, приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы. Учитываем социально-психологические и возрастные особенности детей, регулируем поло-ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек.

На третьем этапе мы занимаемся изучением интересов, склонностей, предпочтений, особенностей воспитанников группы. В целях индивидуализации образовательного процесса в развивающую среду групп были включены постоянные и временные компоненты детской субкультуры, помогающие дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так в проводимой нами выставке «Мои увлечения»,

каждый ребенок группы, по очереди представляет свои увлечения (рисунки, совместные с родителями поделки, коллекции разнообразных предметов, игрушек. Кроме того, данные вещи включаются в совместную деятельность со сверстниками.

Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.

Мастерская «Наши руки не для скуки» предусматривает : изготовление (самостоятельно, совместно с воспитателями, родителями) игр и игрушек, атрибутов к играм; поделок и открыток к конкурсам, праздникам

Выставки проводятся в рамках дошкольного учреждения и группы, в группе являются частью интерьера. Например, прошли выставки на темы «Правила дорожные-детям знать положено», «Мамины руки-не знают скуки».

Четвертый этап предполагает, составление перечня оборудования и материалов, необходимых для решения поставленных задач. Для определения перечня компонентов среды используются методические рекомендации по организации РППС в соответствии с ФГОС разработанные Федеральным институтом развития образования. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Материалы соответствуют возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираются с учетом возраста детей. При выборе игрушек учитывается не только их красота и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка.

Пятый этап включает в себя продумывание способов выделения игровых зон, определение пространственного размещения оборудования в группе, составление плана – схемы. Для удовлетворения потребности в двигательной активности детей младшего возраста требуется достаточно большое пространство в группе. И так как, вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка, то, в среде нами были выделены следующие зоны для разного рода видов активности: 50% площади отведено зоне, связанной с интенсивным использованием пространства, 30% занимает рабочая зона и 20% отводится зоне для спокойной деятельности.

Этап шестой это, размещение крупного оборудования и модулей согласно намеченному плану-схеме. Наполнение зон игровыми материалами. При создании развивающего пространства в групповом помещении нами учитывалась ведущая роль игровой деятельности. Среда имеет подвижные границы, чтобы каждая зона по мере необходимости могла вмещать всех желающих. При размещении мебели и оборудования применялось гибкое и вариативное использование пространства. Оборудование размещено таким образом, чтобы было удобно организовывать совместную и самостоятельную деятельность. Все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей. Пространство группового помещения полифункционально, элементы декора легко сменяемы.

Заключительным седьмым этапом является, последовательное внесение изменений предметно-пространственной среды в течение года. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от образовательной программы, положительной динамики развития детей, периода обучения, индивидуальных особенностей детей, сезонности, приобретения новых средств. Таким образом, каждый этап является продолжением предшествующего, что служит развитием, всей организационно-педагогической деятельности. Такой алгоритм построения и обеспечивает достижение поставленной цели – организации РПП среды, позволяющий реализовать содержание основной образовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

Существует ряд показателей, по которым мы можем оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды и степень ее влияния на детей:

• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

• Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.

Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей:

Низкая конфликтность между детьми:

• Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»)

Список литературы.

1. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –https://goo.gl/VhpiUr

2. Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

4. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования – гарант охраны и укрепления.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Слайд 2. Я представляю Вашему вниманию опыт своей работы по организации развивающей предметно-пространственной среды как условия развития.

Компоненты развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Формируя развивающую предметно-пространственную среду в средней группе «Звездочки» МБДОУ «Детский сад № 340» г. о. Самара, я ставила для.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в ДОУ в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в ДОУ в соответствии с ФГОС «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

План работы по самообразованию «Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в рамках ФГОС» Воспитатель: Шилоносова Светлана Ивановна Период: 2015-2016 Тема: Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Сообщение на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Слайд 2. Реальная.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в плавательном бассейне ДОУ в соответствии с ФГОССоздание предметно-пространственной развивающей среды в плавательном бассейне ДОУ в соответствии с ФГОС .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 22 июля 2016 в 22:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД