Людмила Сеферова
Проектирование проведения педагогического исследования
Проектирование проведения педагогического исследования
Цель: овладение технологией проектирования педагогического исследования как необходимой составляющей его проведения.
1. Сформулировать тему исследования (целесообразно использовать тему магистерской работы). Обосновать актуальность темы исследования. Выявить основные противоречия, порождающие исследования. Сформулировать проблему исследования путем выделения научной составляющей противоречия.
Публикация «Проектирование проведения педагогического исследования» размещена в разделах
Тема исследования : Формирование морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики (на примере изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации».
Задача социального становления школьника стала особенно важна для общества. Именно в таком возрасте необходимо готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.
2. Определить объект, предмет педагогического исследования. Сформулировать цель педагогического исследования. Построить гипотезу исследования и предоставить ее теоретическое обоснование. Определить задачи исследования.
Объект педагогического исследования : процесс формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики (на примере изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации».
Предмет исследования : условия формирования морально-волевых качеств школьников на уроках информатики.
Цель исследования : исследование условий формирования морально-волевых качеств обучающегося 7-8 классов на уроках информатики.
Гипотеза исследования : развитие морально-волевых качеств школьников на уроках информатики будет осуществлено, если:
– учитель будут заинтересованным руководителем процесса развития и формирования морально-волевых качеств учащихся;
– будут организованы занятия по формированию морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов;
– учитывается личностный уровень развития нравственно-волевых качеств обучающихся 7-8 классов;
– будут использоваться приемы взаимодействия школьников в системе «ученик – учитель – детский коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания нравственно-волевых качеств личности в процессе занятий на уроках информатики.
Задачи исследования :
– Раскрыть сущность и содержание развития нравственно-волевых качеств в структуре личности подростка;
– Определить педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростка на уроках информатики;
– Разработать формы и методы формирования нравственно-волевых качеств личности подростка на уроках информатики.
3. Выбрать методы исследования. Спроектировать опытно-экспериментальную работу. Составить план литературного оформления исследования (содержание магистерской работы).
Методологическую основу исследования составили теории развития морально-волевых качеств (Н. В. Архангельский, Н. И. Болдырева, Н. Д. Виноградова; психолого-педагогические исследования особенностей нравственного воспитания (А. С. Макаренко, Б. М. Теплов, Р. С. Немов, Л. С. Выготский и др.). При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, методы и формы формирования морально-волевых качеств, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики
1.1 Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков
1.2 Условия формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики
1.3 Формы и методы формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики (на примере изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
2.1 Цель, задачи и организация исследования
2.2 Методика экспериментального исследования
2.3 Результаты проведения констатирующего эксперимента
Вывод по второй главе
Глава 3. Основные направления работы
3.1 Цель и задачи проведения обучающего эксперимента
3.2 Методика проведения обучающего эксперимента
3.3 Проведение контрольного эксперимента
Вывод по третьей главе
Заключение
Список литературы
Приложения
4. Выделить критерии эффективности исследования. Спроектировать ожидаемые результаты. Выбрать измерители, с помощью которых будут проверяться выделены критерии эффективности исследования.
Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из двух частей, в которые включены наиболее оптимальные методы формирования морально-волевых качеств учащихся на уроках информатики.
Первый этап – экспериментальный, посвящен выявлению взаимодействия компонентов нравственно-волевых качеств на первом этапе его развития, определению средств и способов педагогического управления воспитательным процессом.
Второй этап – формирующий, где осуществлялся сравнительный анализ особенностей воспитания нравственно-волевых качеств обучающихся в группе с разным уровнем его развития; продолжался поиск необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса их формирования, осуществлялась систематизация, обобщение и анализ полученных экспериментальных данных, формулировались выводы.
Морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных трудностей и препятствий.
5. Сформировать перечень литературных источников и классифицировать его на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования.
Психолого-педагогическая литература :
1. Архангельский Н. В. Ценности и воспитание // №4 – М. : Педагогика, 1999.
2. Селиванов В. И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986. – №5 с. 3–23.
Методическая литература:
1. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст] / Т. Н. Губина // Молодой ученый. – 2012. – № 3. – С. 345-347.
2. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С. Пб. : БХВ-Санкт-Петер- бург, 2000.
3. Пользователь персонального компьютера: практические задания [Текст] : методическое пособие/ В. П. Жуланова, Е. О. Казадаева, О. Л. Колпаков [и др. ] – 2-е изд., стереотипное. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – 77 с.
Учебная литература:
1. Бабанский Ю. К. Педагогика : Курс лекций – М. : Просвещение, 1997.
2. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации [Текст] : Учебная программа / под ред. Т. Б. Корневой. – Томск: НОУ «Открытый молодежный университет», ОЦ «Школьный университет», 2010. – 20 с.