Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Проектирование и реализация программы воспитания в условиях дополнительного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование и реализация программы воспитания в условиях дополнительного образования детей. Программа воспитания : основания для проектирования и реализации, этапы разработки.
Дополнительное образование детей на протяжении всей истории своего существования располагает огромными (реальными и потенциальными) возможностями для обучения и воспитания (п. 1 ст. 75ФЗ-273) :
Публикация «Проектирование и реализация программы воспитания в условиях дополнительного образования детей» размещена в разделах
формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепления здоровья, организации свободного времени;
обеспечения их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и т. д.
В образовательной среде 2021-2022 учебный год начался с обсуждения и принятия примерных программ воспитания в образовательных организациях. Все эти действия — следствие законодательных решений государства, выполнение предписаний и положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» о внедрении с 1 сентября 2021 года программ воспитания на данных уровнях образования.
Но возникает вопрос — а как быть с дополнительным образованием детей, ведь в вышеуказанном законе нет прямого указания на необходимость и обязательность разработки примерной программы воспитания в организациях дополнительного образования детей.
С одной стороны, нет требования, следовательно, нет необходимости и проектировать, программировать и моделировать воспитание в организации дополнительного образования. Но с другой стороны, есть статья 30. Федерального закона об образовании «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ, где говорится о принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ конкретной общеобразовательной организации.
Примерная программа воспитания для образовательных организаций разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. Она призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. Программа создавалась для школ, однако, она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования, т. к. на данный момент отсутствует примерная программа воспитания для организаций дополнительного образования. Но, естественно, с учетом особенностей и специфики системы дополнительного образования в целом.
В 2019 году программа зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).
2 июня 2020 года программа утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
С 1 сентября 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части воспитательной работы с обучающимися.
31.07.2020 Федеральным законом № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» внесен ряд изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Внесенными изменениями скорректирован ряд определений, данных в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с требованиями закона в настоящее время указанные образовательные программы должны включать в себя рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся.
Существует еще ряд нормативно-правовых актов, которые легли в основу разработки и внедрения программ воспитания в образовательных организациях :
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19.12.2012
№ 1666);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015);
Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р);
Концепция Федеральной целевой программы РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642);
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 "О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда".
Процесс разработки программы воспитания согласно методическим рекомендациям содержит следующий алгоритм:
1. Анализ основных понятий. Любая наука, и педагогика в том числе, как известно не стоит на месте. Она развивается, выявляя новые закономерности, по-новому осмысливая окружающую действительность, предлагая новые способы решения тех или иных практических проблем. Отражением этого развития является и язык науки, оформленный в ее понятийном аппарате. А это значит, что понятия также развиваются: одни со временем изменяют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают из научного оборота, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование в научных спорах и дискуссиях.
Имея, безусловно, позитивное значение этот процесс порождает и известную понятийную путаницу. Педагогам довольно сложно бывает разобраться в том нагромождении понятий, которые употребляются сегодня в нормативных документах, методических пособиях, научных статьях или монографиях: один и тот же феномен педагогической действительности часто может обозначаться различными терминами, а в одно и то же понятие может вкладываться совершенно разный смысл.
Воспитание. Определений понятия «воспитание» существует большое количество. Х. Й. Лийметс и Л. И. Новикова определяют это понятие следующим образом : воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития.
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
Цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Поэтому иногда в документах цель и ожидаемые результаты описываются в одном разделе. Если же необходимо описать их отдельно друг от друга, то грамотнее это сделать так: цель можно
сформулировать в более общем виде, а результаты – в более развернутом, но обязательно в соответствии с описанной ранее целью.
Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, о результатах социального воспитания, в котором организация дополнительного образования участвует наряду с другими социальными институтами. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем). Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то, а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы ( например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т. п.).
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания ( например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т. п.)
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания ( например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т. п.)
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т. п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.
2. Планирование структуры программы.
Примерная структура программы воспитания :
Раздел 1. «Особенности воспитательного процесса» в котором необходимо кратко описать специфику своей деятельности в сфере воспитания, свои особенности, связанные с расположением образовательной организации, ее статусом, контингентом учащихся, а также важными для нее принципами и традициями воспитания. Объемом этот раздел не должен превышать 0,5 – 1 страницы текста.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые организации дополнительного образования (далее – ОДО) предстоит решать для достижения цели.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ОДО необходимо показать, каким образом будет осуществляться практическое воплощение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел может состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы ОДО.
Объемом этот раздел не должен превышать объем соответствующего раздела в примерной программе. Более того, рекомендуется делать его значительно короче. Ведь содержание данного раздела примерной программы заведомо избыточно, так как является лишь ориентиром. Программа ОДО должна отражать лишь то, что на самом деле происходит в образовательной организации.
Раздел 4. «Анализ воспитательного процесса», в котором необходимо показать, каким образом в ОДО осуществляется самоанализ организуемого в ней воспитательного процесса. И здесь объем раздела рекомендуется делать не более 0,5 – 1 страницы текста.
К рабочей программе воспитания разрабатывается ежегодный план- сетка мероприятий.
3. Разработка программы.
Примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая ОДО будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы и дебюрократизировать процесс создания собственных программ воспитания. По сути, разработчикам программ воспитания остается лишь скорректировать уже
имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней план-сетки мероприятий.
Разрабатывая собственную программу воспитания, вы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут вам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал ОДО с учетом имеющихся у вас кадровых и материальных ресурсов.
Поскольку практика воспитания в ОДО России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая ОДО по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули.
Разработка дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей и предпрофессиональной) осуществляется самостоятельно самой организацией дополнительного образования, то моделирование воспитания в ДОД, разработка и реализация программы воспитания относятся к компетенции самой организации дополнительного образования детей и организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. Они могут самостоятельно определять вид, содержание, форму и уровень модели, модуля, программы воспитания.
Важно при этом учесть, что программа должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании; программа не является инструментом воспитании; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание учащихся.
Примерная структура рабочей программы воспитания (Л. Н. Буйлова) :
цель и задачи воспитательной работы;
приоритетные направления деятельности;
формы и методы воспитательной работы;
планируемые результаты воспитательной работы;
календарный план воспитательной работы.
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы, который конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий по датам, участникам и ответственным.
В процессе разработки программы воспитания необходимо обратить особое внимание еще на некоторые положения:
в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся и советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии в образовательной организации) (п. 3 ст. 12, ФЗ-273);
при принятии рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы учитывается мнение советов обучающихся и советов родителей (п. 3 ст. 30, ФЗ-273).