Папки-передвижки

Проектирование работы по подготовке детей к обучению письму

галина земко
Проектирование работы по подготовке детей к обучению письму
▼ Скачать + Заказать документы

«Проектирование работы по подготовке детей к обучению письму»

Земко Галины Николаевны

Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываемся в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в дошкольных учреждениях специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма. Развитый мозг и неразвитая рука — вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Поэтому в детском саду необходимо проводить работу по подготовки детей к обучению письму.

Публикация «Проектирование работы по подготовке детей к обучению письму» размещена в разделах

Ни для кого не секрет, что для развития речи ребёнка огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук. Эта работа проводится с детьми, начиная уже с раннего возраста. Но уже в старшем возрасте развитие мелкой моторики становится одной из составляющих большой работы по подготовке к обучению письму.

Письмо – сложный навык. Поэтому, необходимо проводить целенаправленную работу по подготовке детей к обучению письму. Прежде всего, необходимо обратить внимание на развитие руки у своих воспитанников. Известно, что уровень развития речи напрямую зависит от того, как у ребёнка сформированы движения пальцев рук. Часто учителя сетуют на то, что при общем развитии интеллекта ребёнка, рука у него всё же слабая. Они медленно пишут, пальцы быстро устают. Поэтому работу необходимо начинать с укрепления пальцев рук.

Цель:

• Сформировать правильный захват орудия письма.

• Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

• Развивать мелкую моторику руки.

Работа по развитию мелкой моторики рук.

1. Пальчиковые игры (на занятиях, на прогулке, в свободное время).

2. Бисероплетение (в свободное время).

3. Пластилинография (в свободное время).

4. Техника раскатывания шариков из салфеток (для аппликации).

В дошкольном возрасте большое внимание следует уделять не только развитию мелкой моторики, но и развитию более крупной мускулатуры руки (ладони). Это благотворно влияет на ловкость рук, смену мышечного тонуса – важных качеств, необходимых для последующего обучения письму. Для этого понадобятся бумажные салфетки. Для получения комка берётся одна салфетка, мнётся, а затем катается двумя ладонями.

Бумажные шарики способствуют развитию мелкой моторики рук.

Работа с салфетками проходит в следующей последовательности:

- учим ребёнка отрывать от салфетки полоски. Салфетку ребёнок держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает полоску. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке.

- готовые полоски ребёнок учится катать в бумажные шарики. В идеале он должен это делать тремя пальцами (большим, указательным и средним, делая круговые движения.

- ребёнок клеит заготовленные шарики на картинки, стараясь плотно прижимать их друг к другу.

5. Обрывание листа бумаги (для аппликации).

Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе, а также активно развивает это содружество. Но рвать бумагу просто так не стоит. Нужно направить усилия ребёнка в созидательное русло. И в этом поможет аппликация. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, контуры предметов, животных, их части, детали).

6. Массаж кистей рук (самомассаж – прокатывание карандаша между ладонями правой и левой руки и другие упражнения «Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами» и шариками, а также игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.).

7. Игры «Мозаика», «Чудесный мешочек», конструктор «Лего», мелкие конструкторы (в игровой деятельности).

8. Работа со штампами.

Упражняет ребёнка в умении удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью. Вся работа нацелена на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. Это выглядит следующим образом:

• ребёнок берёт штамп за ручку (щепоть в это момент напряжена)

• ребёнок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его (расслабление)

• ребёнок с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска (силовое напряжение руки)

• ребёнок отрывает руку от бумаги (расслабление)

9. Работа с ножницами.

Упражняет ребёнка в быстром чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Поэтому, чем больше ребёнок действует ножницами, чем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса его руки. Работа с ножницами активно используется на занятиях по аппликации, ручному и художественному труду.

Техника письма – это умение проводить анализ и синтез графических образов букв. Но прежде чем начать учить детей графически передавать образы букв, необходимо научить их передавать образы различных предметов. Для этой работы можно использовать различные материалы: счётные палочки, спички, веревочки, проволоку и т. д.

Работа над передачей образов различных предметов.

1. Выкладывание различных предметов, узоров по образцу.

2. Выкладывание различных предметов, узоров самостоятельно.

3. Обведение предметов по точкам.

4. Дорисовывание недостающих элементов предметов.

5. Рисование предметов по образцу.

6. Штриховка (горизонтальная, вертикальная, наклонная, непрерывная, пунктирная и т. д.)

В основе штриховки лежит определё нный ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность с паузами. При работе со штриховкой желательно придерживаться следующей последовательности:

- редкая штриховка карандашом одного цвета

- штриховка двумя карандашами разного цвета, сначала ребёнок проводит линии на большом расстоянии друг от друга (редкая штриховка) карандашом одного цвета, затем взрослый предлагает карандашом другого цвета провести линии между. Таким образом, расстояние между линиями сужается, и ребёнка подводят к следующему виду штриховки.

- частая штриховка карандашом одного цвета.

- частая штриховка двумя карандашами разного цвета.

7. Ритм

Для ребёнка ритм письма понятие новое. Необходимо соединить в представлении ребёнка ритм, как движение и навык письма (рисунка). Для этого проводятся специальные упражнения в следующей последовательности:

• взрослый хлопает простой ритм, ребёнок слушает и повторяет.

• взрослый объясняет ребёнку, что ритм можно изобразить с помощью условных знаков (палочек, кружочков и пр.). Ребёнок хлопает ритм, взрослый зарисовывает ритмический рисунок. Записанные за детьми ритмические рисунки сохраняются для последующей работы.

• взрослый объясняет ребёнку, что ритмические рисунки можно прочитать, и демонстрирует, как это происходит. Затем ребёнок по ритмическим рисункам отхлопывает ритм.

8. Ориентировка на листе бумаги (игра «Муха»)

Отсчитывая клеточки по заданию воспитателя, создавая траекторию полёта «мухи», дети должны создать на листе различные предметы.

Работа над передачей образов букв.

В работу с ребёнком можно включить анализ и синтез печатных букв. При анализе ребё нок определяет: количество элементов, характеристику элементов, пространственное расположение элементов в букве. При синтезе ребёнок собирает образ букв из необходимых элементов.

Последовательность работы с образами букв :

• анализ образа буквы. Взрослый показывает вырезанную из бумаги букву и спрашивает: «Сколько элементов в букве?», «Какие элементы?», «Все ли палочки одинаковые?»

• анализ образа буквы. Взрослый предлагает ребёнку убедиться в правильности своих наблюдений. Ребёнок разрезает букву ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы ребёнок выкладывает на столе. Взрослый снова спрашивает, сколько и каких элементов получилось.

• синтез образа буквы. Взрослый предлагает собрать из образовавшихся элементов букву (работа с буквенным конструктором).

• Промежуточный этап (используется не всегда). Когда ребёнок познакомиться с несколькими буквами, можно предложить ему задания на дифференциацию образов букв, например: «Сложи из получившихся элементов любую букву».

Работа над дифференциацией образов букв.

Работа по данному направлению начинается с закрепления образов букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения:

«Подбери такую же». К буквам, выставленным на наборном полотне подобрать такие же у себя на столе.

«Буквы в разных нарядах»

- к демонстрационной букве дети подбирают такую же, но разного цвета, разных размеров, из разных шрифтов;

- детям раздаются листы с контуром изучаемой (закрепляемой) буквы. Педагог предлагает детям украсить букву по своему усмотрению. Дети используют разные изобразительные материалы (краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин и пр.);разную технику (аппликацию, обрывание, украшение подручными материалами).

- «Определи на ощупь». Дети на ощупь определяют буквы, изготовленные из пластилина.

- «Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек взрослый кладёт несколько букв и предлагает ребё нку:

* достать букву, которая обозначает звук, произнесённый педагогом;

* ощупать букву, которая попалась в руку, назвать звук, который она обозначает, достать букву из мешочка.

- «Буквы выстроились в ряд». Упражнения, способствующие формированию механизма чтения и подготовки к письму.

Вариант 1. На доске пишутся буквы в произвольном порядке. Изучаемая буква встречается чаще. Даё тся задание: найти нужную букву и обвести её в кружок.

Вариант 2. Можно предлагать детям предложения, но не для чтения, а для нахождения нужной буквы.

- Сравнение букв. В последующей работе в игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы. Работа проводится только на примере букв печатного шрифта.

Примеры заданий:

- «Цепочка букв (и знаков)».

Задание: обведи в цепочке все буквы.

А б С Д ж В О г У Ю ы

Задание: обведи в цепочке букв красным карандашом все буквы А, синим карандашом все буквы Л. Сколько букв А ты обвёл? Сколько букв Л ты обвёл?

- «Какие буквы спрятались?» Используются наложенные изображения.

- «Сравни буквы и скажи, чем они отличаются».

В и Р, Б и Г…

Работа над элементарными графическими навыками.

Печатание букв уже является письмом. Только в отличие от школьника ребёнок-дошкольник пишет печатным шрифтом, т. е. печатает.

Научившись анализировать и синтезировать графические изображения, а затем буквы, можно перейти к печатанию.

В дошкольном возрасте не рекомендуется работать со школьным шрифтом и даже прописывать элементы данного шрифта. А вот подготовить руку к написанию элементов необходимо. Для этого используются разнообразные упражнения, прорисовка которых готовит руку ребёнка к тому, что в последующем он справится с написанием элементов школьного шрифта, с приёмами соединения элементов и букв.

Одно из главных требований к выполнению данных упражнений заключается в следующем: рука ребёнка всегда движется слева направо и сверху вниз.

Системность нашей работы с детьми дала хорошие результаты. У детей появился интерес к письму, желание быстрее научиться писать самостоятельно. Уже к концу подготовительной группы, рука у детей окрепла, они свободно могли подписать открытку маме или друзьям, поздравляя их с днём рождения, хорошо ориентировались на листе бумаги, отсчитывая клеточки, соблюдая интервалы между буквами и словами.

Список используемой литературы

1. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль: «Академия развития», 1998;

2. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - СПб, 1996;

3. Миронова С. А. Развитие письма дошкольников на занятиях в детском саду. - М., 1991;

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., издательство «Лань», 1999;

5. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М :ООО «Издательство АСТ», 2000;

6. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет : Практическое пособие для педагогов и родителей.

Бачина О. В., Коробова Н. Ф.. - М. : Аркти, 2001.

Публикации по теме:

Конспект занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе «Путешествие в страну Солнечных зайчиков» "Путешествие в страну "Солнечных зайчиков" Программное содержание: 1. Продолжать формировать готовность детей к обучению письму. 2. Совершенствовать.

Конспект занятия по подготовке руки к письму в старшей логопедической группе «Прогулка в зимний лес» Программные задачи: Учить выкладывать фигуры по образцу. Закреплять навыки штриховки в разных направлениях. Развивать мелкую моторику рук,.

Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко.

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению Чтобы Ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе Учить - не значит садиться за стол и вести себя как на уроке. Речь идёт о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе (окончание) - Задавайте ребёнку ограниченное количество вопросов. - Учитывайте настроение, состояние ребёнка. - Сведите до минимума критические оценки.

Самоанализ занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук и буква Ш» Данное занятие посвящено.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к рисованию и письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование работы по подготовке детей к обучению письму
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 19:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование работы по подготовке детей к обучению письму» (включая файлы) размещена пользователем галина земко (УИ 608180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД