Гуленко Нина Ивановна
Проектирование деятельности дошкольного учреждения по развитию педагогического творчества педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образовательным учреждением в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно- воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня профессионализма, эффективный контроль. Главная задача управления состоит в том, чтобы обеспечить оптимальный уровень реализации общегосударственных требований в конкретном образовательном учреждении, с учетом его условий и особенностей, определить пути дальнейшего совершенствования учебно - воспитательного процесса. Решению этой задачи должно подчиняться содержание работы образовательного учреждения.
Публикация «Проектирование деятельности дошкольного учреждения по развитию педагогического творчества педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Нельзя обеспечить целенаправленную, эффективную работу образовательного учреждения по реализации задач обучения и воспитания, развитию педагогического творчества работников без четкой, соответствующей уровню современных требований, системы менеджмента. Проблема заключается в поиске современных форм и методов руководства ДОУ по развитию педагогического творчества воспитателей.
Цель состоит в разработке и обосновании современных форм и методов руководства ДОУ по развитию педагогического творчества воспитателей.
Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме управления развитием творческой деятельности педагогов в условиях гуманизации образования.
2. Исследовать особенности педагогического коллектива и его готовность к творческой деятельности.
3. Определить наиболее действенные формы и методы руководства педагогическим
коллективом, способствующие развитию его творчества.
4. Разработать методические рекомендации деятельности руководства дошкольного учреждения по развитию педагогического творчества воспитателей.
Одно из приоритетных направлений – организация работы по развитию профессионального творчества педагогов, включающей весь спектр, всё многообразие инновационных и традиционных подходов. Это процесс руководства деятельностью организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному и контролируемому плану, совокупность условий, средств, методов и функций управления, опирающихся на законы и принципы, действующих для достижения целей организации.
Творчество характеризуется как деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Педагогическая деятельность является по своей природе деятельностью творческой. Творчество педагогов – процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению, преобразованию существующего опыта, путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования. Творческая деятельность педагога осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств, применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми воспитатель уже имел дело ранее.
Одной из форм работы по развитию педагогического творчества может являться деятельность педагогической мастерской. Разработка и внедрение системы управления развитием педагогического творчества является сложным, требующим длительного времени процессом. Успех во многом определяется заинтересованностью, профессионализмом её создателей и реализаторов. Мы убедились, что при умелом руководстве процессом развития педагогического творчества, на базе личностно-ориентированного подхода, педагогического менеджмента, можно не только сохранить достигнутый уровень развития, но и значительно повысить результаты деятельности педагогов.
В ходе работы нами были выявлены приоритетные формы работы по развитию педагогического творчества воспитателей ДОУ, которые нашли отражение в Программе деятельности : организация работы педагогической мастерской «Творчество педагога – залог успешности воспитанника», «Школы наставничества», методическое объединение «На все 100».
В процессе работы были определены и изучены теоретические аспекты развития педагогического творчества, определены принципы, условия, направления, формы и методы. Разработана модель развития педагогического творчества воспитателей ДОУ, модель работы ДОУ в данном направлении. Проведенная работа позволила проверить и обосновать необходимость и достаточность комплекса условий, благоприятствующих развитию педагогического творчества воспитателей ДОУ, переходу от теоретической модели к реализации личностносообразного управления как средства развития педагогического творчества : профессионализма, единства теоретической и практической деятельности, ее системность, концептуальность, программно-целевая направленность, индивидуализация педагогического процесса, контролируемость, положительная мотивация, стимулирование. Доказана действенность разработанного нами алгоритма развития педагогического творчества : диагностика – цели – задачи – направления – содержание – способы действия – результат, сопровождаемый соответствующей коррекционно-регулятивной, аналитико-мониторинговой, коммуникативной деятельностью.
Таким образом, нами были реализованы цель и задачи нашей работы. Нам удалось
создать и апробировать модель работы менеджера дошкольного образовательного
учреждения по развитию педагогического творчества воспитателей, отвечающую гуманистической стратегии развития образования, которая может служить основой дальнейших разработок технологий управления с учётом новых условий деятельности. Направление дальнейших поисков в рамках изучаемой проблемы может быть связано с поиском новых форм и методов работы педагогической мастерской исследованием внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие педагогического творчества воспитателей.
Литература
1. Бердяев Н. А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства) /
В. П. Бердяев. – М. : Искусство, 1994. – 383 с.
2. Горовая В. И., Антонова Н. А., Харченко Л. Н. Творческая индивидуальность учи-теля и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации / В. И. Горо-вая и др. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 201 с.
3. Кузьмина Н. В., Реан A.A. Проблемы повышения профессионализма педагогов //
Вопросы психологии. 1989. – № 5. – С. 185–186.
4. Кухарев Н. В., Решетько В. С. Диагностика педагогического мастерства и педаго-гического творчества : в 3 ч. / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько. – М. : Просвещение, 1996. –
112 с.
5. Пастарнак М. П. Педагогическое творчество. https: // www. tgpi. tob. ru/info / nauka /
conf / old/cont%2004/24.htm 11.04.2007.
6. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. – М. :
Знание, 2007. – 80 с.